Персоны

I. Введение. Открытый форум «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства Конкурс свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства

Конкуренция - это основа поступательного развития страны, она обеспечивает постоянное и динамичное внедрение инновационных технологий, является главным движущим фактором эволюционного развития общества, порождает разнообразие и обеспечивает максимально эффективное распределение ресурсов. Именно поэтому защита и развитие конкуренции является одним из главных приоритетов государственной политики.

Особенностью российской экономики является ее значительная зависимость от деятельности монополий в различных секторах производства товаров и услуг. Такая специфика обусловлена преемственностью структуры экономических отношений, сложившихся в Советском Союзе. Развитие современной экономической среды в России изначально поставлено в зависимость от сырьевых, перерабатывающих, логистических монополий, созданных в период советской индустриализации.

Именно поэтому состояние конкуренции в российской экономике - наиболее точный индикатор успешности рыночных преобразований, свободы экономической деятельности и равенства предприятий всех форм собственности.

В соответствии с обозначенными приоритетами государственной политики определена Миссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России):

Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России.

Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя. Исходя из этого усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.

К 2013 году в Российской Федерации сформирована современная правовая и организационная основа защиты и развития конкуренции:

Правовые институты защиты и развития конкуренции соответствуют лучшим практикам ведущих антимонопольных органов мира и при этом учитывают специфику формирования внутренних экономических отношений;

Взаимодействие антимонопольных органов, судов, объединений предпринимателей, профессиональных сообществ юристов и экономистов создало действующий организационный механизм защиты конкуренции, позволяющий вырабатывать стандарты и практические требования антимонопольной политики в отношении важнейших товарных рынков Российской Федерации.

Особенностью современного этапа государственной политики в области защиты конкуренции является необходимость ее выхода за пределы охранительной функции с ориентацией на мероприятия системного макроэкономического характера, которые должны привести к формированию проконкурентной правовой и институциональной среды в ключевых отраслях российской экономики.

Для эффективной реализации Миссии ФАС России разработаны документы, определяющие основные направления развития деятельности службы: Политика в области управления качеством государственных функций и услуг, а также Кадровая Политика.

Результативность и эффективность системы антимонопольного надзора в первую очередь зависит от синтеза личных и профессиональных качеств сотрудников службы. Именно поэтому Кадровая Политика по приоритетности занимает равное место с задачей формирования качественной системы надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках.

В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг. (далее - Стратегия). Стратегия учитывает рекомендации Комитета по конкуренции ОЭСР, а также предложения бизнес-ассоциаций.

Нина Александровна Акжитова, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области

ОБ «АНТИКРИЗИСНОМ ПАКЕТЕ»
Приоритетные направления деятельности и законотворческие инициативы Федеральной антимонопольной службы связаны со стремлением в непростых экономических условиях снизить административную нагрузку на бизнес.
Подтверждением этого являются вступившие в силу в начале января 2016 года изменения в закон «О защите конкуренции», больше известные как «четвертый антимонопольный пакет», а также принятие ряда федеральных законов, разработанных с участием ФАС России, которые получили свое название как «антикризисный пакет».
В связи с изменениями антимонопольного законодательства сокращается административное вмешательство в хозяйственную деятельность, что ведет к снижению барьеров в любых формах и благоприятно сказывается на развитии предпринимательства.
Так, при обнаружении признаков нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами или органами власти антимонопольным органом направляются в их адрес предупреждения, в которых указывается на выявленные признаки нарушения антимонопольного законодательства, устанавливается срок для их устранения.
В истекшем периоде 2016 г. Смоленским УФАС России хозяйствующим субъектам и органам власти было направлено 26 предупреждений. В случае добровольного устранения нарушений законодательства такой хозяйствующий субъект или орган власти освобождается от административной ответственности. А если нарушитель отказывается в установленный срок выполнить предупреждение, в отношении него в обязательном порядке в течение 10 дней возбуждается дело.
На практике все выданные Смоленским УФАС России предупреждения были исполнены в установленные сроки.
В отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, применяется институт предостережения.
Смоленским УФАС России в 2016 году факты нарушения должностными лицами антимонопольного законодательства не выявлялись и, соответственно, предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов и органов власти не выдавались.

ОБ ИММУНИТЕТЕ ДЛЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Одним из существенных изменений, которые вступили в силу с 4 июля 2016 года («антикризисный пакет» законов), является введение иммунитетов для отдельных хозяйствующих субъектов в отношении злоупотребления ими доминирующим положением и заключения отдельных антиконкурентных соглашений, что существенным образом улучшает их положение и свидетельствует о недопустимости привлечения таких субъектов к административной ответственности.
Внесены изменения также в статью 251 закона о защите конкуренции, согласно которой внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры.
Смоленским УФАС России в текущем году внеплановые выездные проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не осуществлялись. Кроме того, даже проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в 2016 году не проводилось. Не планируется проведение плановых проверок и в 2017 году.

О МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ
Внесены также изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающие особенности привлечения к административной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, с 4.07.2016 г. применяется статья 4.1.1 КоАП при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе и отдельных нарушений антимонопольного законодательства.
Согласно данной статье лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного, муниципального контроля, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Это значит, что данная норма устанавливает не право, а обязанность замены штрафа, как административного наказания за впервые совершенное правонарушение, на предупреждение.
Смоленским УФАС России в отношении 42 хозяйствующих субъектов, которые были признаны нарушившими требования действующего законодательства, административное наказание в виде штрафа было заменено на предупреждение, что позволило им сохранить значительные финансовые средства.

О РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ
Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции, снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков, является одним из приоритетных направлений экономической политики страны.
Можно с уверенностью сказать, что в последние годы началось реальное движение в сторону развития конкуренции. Это подтверждает и то, что 5 сентября 2015 года «стартовала проконкурентная реформа в регионах», когда Председатель Правительства РФ утвердил Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, который сегодня является важнейшим приоритетом региональной политики. Его реализация создает условия для повышения инвестиционной привлекательности региона, способствует ускорению социально-экономических преобразований.
Содействие развитию конкуренции на основе Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации с 1 января 2015 года является одним из направлений оценки эффективности деятельности высших должностных лиц – руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (губернаторов) по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

В отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, применяется институт предостережения.

В Смоленской области разработан и утвержден План мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции в Смоленской области на 2015–2018 годы.
В 2015 году в Смоленской области были внедрены все основные составляющие Стандарта развития конкуренции. В каждом муниципальном образовании Смоленской области разработаны и утверждены планы мероприятий («дорожные карты») по содействию развитию конкуренции.
Автономная некоммерческая организация «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» на основе анализа представленных субъектами Российской Федерации сведений впервые в 2016 году подготовила Рейтинг глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции по итогам 2015 года, который показывает независимую оценку качества выстроенной губернаторами и их командами системы по содействию развитию конкуренции, а также качество проделанной работы в этой области.
По итогам рейтинга 2015 года Смоленская область вошла в Топ-20 регионов, заняв в рейтинге 20-е место среди 85 субъектов Российской Федерации.
В настоящее время активно продолжается работа по реализации положений Стандарта развития конкуренции.
Поддержка органов власти субъекта РФ по внедрению стандарта является ключевым приоритетом в деятельности территориальных органов ФАС России.
В связи с этим в апреле 2016 года было заключено трехстороннее соглашение о внедрении в Смоленской области стандарта развития конкуренции между администрацией Смоленской области, управлением Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области и Советом муниципальных образований Смоленской области.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области продолжит конструктивную работу с органами власти по развитию эффективной конкуренции на территории Смоленской области. Ведь эффективная конкуренция – залог здоровой экономики и гарантия суверенитета государства.

Ингушское УФАС России совместно с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия провели первый Открытый форум по теме «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства », в котором приняли участие сотрудники отдела малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития И. Албаков и М. Ужахова. Целью данного мероприятия была координация действий органов власти и оказания методической помощи представителям бизнес-сообщества.

«Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя », - начал в своей приветственной речи руководитель Ингушского УФАС России Б. Точиев.

На форуме выступили также заместитель руководителя Ингушского УФАС России Р. Евлоев, уполномоченный по защите прав предпринимателей в РИ М. Хаматханов, исполнительный директор Торгово-промышленной Палаты РИ М. Гадиев.

Прослушав выступающих, участники Форума живо обсудили все затронутые темы, задав интересующие их вопросы. Не обошлось без дискуссионных моментов, но заинтересованность и активность участников позволила организаторам в завершение встречи принять решение о повторной организации подобного Форума.

Пресс-служба Минэкономразвития Ингушетии

Последние новости Ингушетии по теме:
Открытый форум «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства»

Магас


18:04 12.06.2017 Skforussia.Ru

Открытый форум «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства» - Магас

Ингушское УФАС России совместно с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия провели первый Открытый форум по теме «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства»,
16:21 12.06.2017 Министерство экономического развития

14 июля 1990 года началась история ведомства, миссией которого является свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России!
УФАС по Республике Ингушетия
14.07.2017 Особый вклад в развитие предпринимательства был отмечен бизнес – омбудсменом Республики на Открытом форуме «Свободная конкуренция и эффективная защита предпринимательства».
УФАС по Республике Ингушетия
05.06.2017 «Предпринимателю необходимо научиться защищать свои права и более активно участвовать в экономических процессах субъекта» - отметил в своем выступлении на Открытом форуме Батыр Точиев.
УФАС по Республике Ингушетия
02.06.2017

Свобода предпринимательства и конкуренция

И в этом плане особую роль играет мелкое и среднее предпринимательство. Такие предприятия оперативно реагируют на запросы рынка, гибко меняют «продуктовую линейку». А их владельцы, формируя средний класс, одновременно выступают гарантами того, что продукция других производителей найдет своего потребителя. При этом не следует думать, что мелкое предпринимательство представляют торговцы или кустари. Современные небольшие фирмы оснащены по последнему слову техники и выдают продукцию отличного качества, нередко являясь поставщиками (подрядчиками) крупных компаний различных деталей и узлов.

Здесь кроется еще один секрет рыночной экономики. Ее эффективность, способность к развитию обусловлена именно свободой предпринимательства, свободой и возможностью создания предприятий (фирм), реагирующих на изменения спроса населения (или других покупателей). Когда на рынке становится тесно от желающих произвести и поставить определенный товар, появляется конкуренция. Это ключевой момент рынка. Каждая фирма стремится обойти соседа по рынку по качеству изделия и по цене. То есть, каждая компания стремится выпустить товар лучше и дешевле, чем у конкурента. Заметим, что в современном насыщенном товарами обществе, качество является первостепенным. Плохой, но дешевый товар более не является конкурентоспособным. Но это идеальная схема, представляющая, так называемый, «совершенный» рынок, когда на нем действует множество независимых производителей.

В реальной жизни все не так радужно. Предприниматели ведь не благотворители, а бизнес не спорт. Бизнесмены не очень любят тратить деньги даже на организацию собственного производства и его модернизацию. Действительно, зачем все эти хлопоты, когда можно поработать на другом направлении, а именно, ограничить конкуренцию, которая доставляет столько хлопот. Ограничение конкуренции реализуется различными методами. Например, ряд производств требует очень крупных первоначальных вложений (да и последующих тоже). Это одна отсечка – не всем под силу начать свое дело. В ряде производств (например, фармацевтике) применяется патентная защита – чтобы начать дело необходимо приобрести дорогой патент. В ряде имиджевых производств (парфюмерия, модная одежда, электроника) большое значение, если не сказать решающее, имеют «брэнды», «торговые марки». Чтобы пробиться на этот рынок и потеснить «старожилов», имеющих своих приверженцев, требуются большие деньги для раскрутки собственного изделия и обеспечения его продаж.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Богатый инвестор – быстрый инвестор автора Кийосаки Роберт Тору

Свобода лжи За 4 года моей учебы в академии в курс нашего обучения входило изучение законодательства в области судоходства, бизнеса и международного права. И хотя нас учили не на юристов, а на офицеров, работающих на судах, перевозящих грузы в разные порты мира,

Из книги Финансовый менеджмент – это просто [Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов] автора Герасименко Алексей

Конкуренция За первые 6 месяцев 1998 года количество пользователей eBay возросло с 340 000 до 850 000. Количество одновременных аукционов за это же время выросло с 200 000 до 500 000. eBay считал постоянный рост и захват рынка ключевой составляющей успеха.Но несмотря на лидерство eBay, на

Из книги Основы кибернетики предприятия автора Форрестер Джей

16. 7. Конкуренция Руководители предприятия, кажется, уделяют внимание главным образом конкурентным аспектам производства и рынка. Но многие проблемы, с которыми встречаются предприятия, характерны для всей промышленной отрасли. Фирмы довольно похожи друг на друга, и

Из книги Экономическая теория. Учебник для вузов автора Попов Александр Иванович

Тема 6 РЫНОЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 6.1. Социально-экономическое содержание рыночной конкуренции. Экономический цикл конкуренции. Недобросовестная конкуренцияПод конкуренцией, с одной

автора Мизес Людвиг фон

5. Конкуренция В природе преобладает неразрешимый конфликт интересов. Средства к существованию редки. Размножение имеет тенденцию превышать возможности пропитания. Выживают только самые приспособленные растения и животные. Антагонизм между животными,

Из книги Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории автора Мизес Людвиг фон

6. Свобода Философы и правоведы приложили немало усилий, чтобы определить концепцию личной (freedom) и политической (liberty) свободы. Вряд ли можно утверждать, что они увенчались успехом. Концепция свободы имеет смысл только в той степени, в какой она относится к

автора Гвартни Джеймс Д

Часть II Семь источников экономического прогресса Частная собственность: люди усерднее трудятся и рациональнее используют ресурсы, когда собственность является частной. Свобода обменов: политические меры, препятствующие обменам, сдерживают экономический рост.

Из книги Азбука экономики автора Гвартни Джеймс Д

КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ВЛАСТЯМИ так же важна, как и конкуренция между фирмами. Конкуренция властей между собой и с частными предприятиями заставляет органы власти лучше служить интересам людей Конкуренция дисциплинирует. Если частная фирма плохо обслуживает клиентов, она

Из книги Основы экономики автора Борисов Евгений Филиппович

§ 1 Свободная конкуренция Каковы признаки свободной конкуренции Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она порождается объективными условиями: полной хозяйственной

Из книги Советская система: к открытому обществу автора Сорос Джордж

Свобода Эффективная конкуренция не обеспечивает состояния равновесия, но она максимально увеличивает индивидуальную свободу путем уменьшения зависимости равновесия от существующих отношений. Свобода обычно рассматривается как право или система прав – свобода слова,

Из книги Карта и территория. Риск, человеческая природа и проблемы прогнозирования автора Гринспен Алан

Из книги Почему Россия не Америка автора Паршев Андрей Петрович

Из книги Бизнес – это война автора Андерсон Дональд

2.2. Нездоровая конкуренция Уход от конкуренции – лучший способ победить в конкурентной борьбе.Человека как вид относят к классу млекопитающих. Несмотря на века эволюции, природное начало, заложенное в нас, сохранилось и проявляется каждый день. Если род людей

Из книги Как создавать инновации автора Пратер Чарльз

2. Свобода Описание:Эта характеристика определяет степень независимости поведения, которую проявляют сотрудники организации. В условиях организационного климата с большой степенью личной свободы, люди располагают определенной независимостью в выполнении своих задач.

Из книги Человеческий фактор [Успешные проекты и команды] автора Листер Тимоти

Из книги Человеческий фактор. Успешные проекты и команды автора Листер Тимоти

28. Конкуренция Конкуренция в пределах команды или рабочей группы – вопрос непростой, и руководители не имеют единого мнения на этот счёт. Вы наверняка слышали фразу, что компании существуют, чтобы конкурировать, из чего можно заключить, что некоторая конкуренция в