Бизнес

История развития гончарного круга. Гончарный промысел, или Искусство? Что такое гончарный круг у древних

Расположенного внизу, которое вращают ногами. При этом обе руки гончара остаются свободными, что позволяет формовать изделия не только спиральным налепом жгута , как на ручном гончарном круге, но и вытягивать из целого куска глины . Изобретение и распространение гончарного круга привело к появлению и обособлению специалистов-гончаров. В различных странах гончарный круг использовался в разное время:

  • Месопотамия , Древний Египет , Индия - 4-2-е тыс. до н. э.;
  • Иран , Средняя Азия , Греция , Китай - 2-е тыс. до н. э.;
  • Западная Европа - Гальштатская и Латенские культуры I тыс. до н. э.
  • Восточная Европа - Пшеворская (II век до н. э.) и Черняховская культура (III век). Однако с приходом славян Пражской культуры гончарный круг забывается и появляется вновь лишь в VIII веке (Лука-Райковецкая культура)
  • В Америке гончарный круг не был известен до появления европейцев (см. индейская керамика).

В современном производстве керамики гончарные круги почти не используются. В настоящее время в практике керамических мастерских и студий керамики почти исключительно применяются гончарные круги с электрическим приводом. Основная конструкция гончарного круга практически не изменилась с древнейших времен, изменения затронули в основном тип привода.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Ножной гончарный круг своими руками

    Где купить гончарный круг?

    Гончарное дело

    Субтитры

История развития гончарных кругов

Ручной гончарный круг

Сложно сказать, как именно появился на свет прообраз этого круга. Конструктивно он представлял маховик, закреплённый на короткой оси, и вращался при помощи рук. Так как формовка изделия идет за счёт рук, то применялись массивные планшайбы-маховики, которые длительное время обеспечивали устойчивое вращение. В более развитом варианте для вращения планшайбы использовался труд помощника (или рабов). В России начинающие гончары иногда использовали прямой аналог этого древнего круга - лепили на круге «Здоровье» (два штампованных стальных диска, соединённых короткой осью, а между ними, в канавках - стальные шарики).

Ножной механический круг

Развитием ручного привода послужило разделение и разнесение по высоте планшайбы и маховика, что позволило опустить маховик столь низко, что его стало удобно раскручивать при помощи ног. В различных вариантах такой круг жив и до сих пор. Конструктивно они выполнялись из дерева, в качестве смазки для вращающихся частей использовался дёготь.

Гончарные круги с электроприводом

По типу передачи:

  • с фрикционным электроприводом.

Пропуская эпоху использования животных в качестве привода и появление первых паровых двигателей, перенесемся в эпоху электропривода. Взяв за основу ножной механический круг, кто-то подручными средствами приспособил к нему электромотор. Мотор был закреплён не жёстко, на его вал был надет резиновый ролик. При нажатии на педаль, мотор поворачивался, и резинка мотора начинала постепенно раскручивать маховик. Удерживая или отпуская педаль, можно добиться заданной скорости вращения. Аналогичная конструкция привода использовалась в первых автомобилях Г.Форда. Для подтормаживания тяжёлого маховика был введён новый элемент - ножной тормоз. Преимущество подобных кругов - их высокая надёжность и низкая стоимость. Недостатками же являются возникновение больших напряжений в фрикционных роликах при передаче большого крутящего момента, вследствие чего необходимо либо применять громоздкую систему с жидкостной передачей, либо ролики при сухом трении будут относительно быстро изнашиваться. Также сложности возникают при регулировке оборотов - поддержание заданных оборотов в данной схеме возможно только с применением дорогостоящих частотных регуляторов. Разновидностью фрикционного привода является привод с так называемым обкатным роликом (аналогично приводу грампластинки в электропроигрывателях 70..80-х годов).

  • с редуктором и(или) ременной передачей.

В качестве электропривода используется высокооборотный коллекторный мотор постоянного или переменного тока с электронной схемой регулировки оборотов. На выходном валу двигателя монтируется компактный планетарный редуктор, от которого в свою очередь приводится во вращение и сама планшайба. Ременная передача является связующим звеном между планшайбой и редуктором. При достаточных габаритах круга необходимый передаточный момент обеспечивается только ременной передачей. Преимущества такой схемы - простота управления коллекторным двигателем, пониженный вес конструкции по сравнению с фрикционной передачей. Недостатком является износ щеток в коллекторном узле двигателя (хотя ресурс щеток в современных двигателях достигает до 10 лет) и повышенный уровень шума узла мотор-редуктор (если он применяется в данной схеме).

  • прямой привод.

Развитие электронной силовой техники и микропроцессоров позволили сделать доступными по цене бесколлекторные двигатели на постоянных магнитах. Главной особенностью гончарного круга с таким приводом является отсутствие какого-либо передаточного/промежуточного устройства между мотором и планшайбой. Т.е планшайба сидит на одной оси с ротором бесколлекторного двигателя. Такая возможность обеспечивается вследствие высокого крутящего момента двигателя. Это дает максимально простую конструкцию самого гончарного круга, снижение его веса и габаритов, обеспечение пониженного уровня шума, получение любой фиксированной скорости вращения планшайбы. В двигателе нет изнашивающихся частей, как например, в коллекторных э/двигателях. Для обеспечения максимальной электробезопасности круг питается от сетевого трансформаторного блока питания постоянный тока (выходное напряжение 36В.). В полевых условиях, или при отсутствии сетевого напряжения, круг может питаться от соединённых последовательно трёх

  • электробезопасность - применение электроприводов, работающих от постоянного напряжения 12..36 вольт. Желательна гальваническая развязка двигателя с корпусом круга.
  • надёжность и ремонтопригодность - т.е минимум конструктивных деталей, максимальная их жёсткость и надёжность, легкость и доступность при ремонте.
  • компактность и легкость, сочетаемые с высокой устойчивостью круга.
  • эргономичность - обеспечение высокого уровня комфорта при длительной работе за кругом, возможность работать как сидя, так и стоя, отсутствие разбрызгивания глиняной жижки по сторонам (наличие чаши).
  • бесшумность - самый сложный параметр, т.к применение электропривода изначально приводит к повышенному шуму. Самый низкий уровень шума у моделей с прямым приводом, но они дороги и поэтому пока не получили широкого распространения.

Пожалуй, гончарное ремесло зародилось если не вместе с освоением людьми огня, то сразу после. Недаром во многих мифах и легендах народов мира образ Творца неразрывно связан с актом творения из глины. Так, в христианстве из глины был сотворен первый человек - Адам. В индуизме одной из ипостасей Брахмы является гончар. Бог плодородия древних египтян Хнум тоже создал человека с помощью гончарного круга. Мифы африканского племени догонов представляли верховное божество Амма гончаром, который создал все сущее из глины. Немало народов имели свои касты гончаров, которые помимо ремесленных функций могли исполнять обязанности жрецов и служителей культа. Так, например, каста ханибэ в Древней Японии, члены которой изготавливали священные глиняные скульптуры - ханива. Всегда работа гончара представлялась как нечто божественное, за исключением того, что мастер, в отличие от бога, не мог дать душу своим творениям.

Виды гончарных кругов

Естественно, центральное место в работе гончаров занимают гончарные круги, вокруг которых будто вокруг центра Вселенной вращается все гончарное ремесло. С их помощью бесформенные куски податливой глины в умелых руках превращаются в изящные сосуды самых разнообразных, порой причудливых, форм.

Гончарный круг представляет собой гладкий диск, имеющий консольное крепление на вращающейся оси и приводящийся в движение мускульной силой либо электрическим или реже механическим двигателем. В давние времена они были с ручным приводом, потом ножным и, в конце концов, электрическим. Следует заметить, что ножной и электрический гончарные круги более удобны в использовании. Это объясняется тем, что обе руки мастера остаются свободными. Несмотря на то что электрический круг является более современным и прогрессивным, гончарный круг с ножным приводом не сдает позиции, поскольку, по мнению некоторых мастеров, только на таком круге можно плавно и в широких пределах регулировать скорость вращения заготовки и лучше чувствовать материал.

Дополнительные инструменты

Если вы всерьез или даже просто на любительском уровне решили освоить гончарное ремесло, то кроме известного уже круга, понадобятся некоторые другие инструменты, которые многократно облегчают работу и позволяют выполнять разнообразные манипуляции с материалом. Основными инструментами как скульптора, так и гончара являются стеки - деревянные, металлические или пластиковые лопатки всевозможных форм и размеров. Также не обойтись без металлической струны с двумя удобными ручками на концах, с помощью которой готовое изделие после формовки срезается с круга.

Оборудование мастерской

Чтобы было понятно, работа на гончарном круге - занятие достаточно грязное, и в городской квартире вы, скорее всего, не найдете себе места, разве что если не выделите под мастерскую целую комнату. Но позволить себе подобное могут далеко не все. Кроме того, при работе гончарные круги работают не бесшумно, а это может вызвать недовольство соседей. Зато в частном секторе города, на даче или в селе найдется масса мест для реализации ваших замыслов по освоению гончарского ремесла. В теплое время можно заниматься этим прямо под открытым небом, но все-таки желателен навес над головой для защиты от палящего солнца или дождей. Само обустройство мастерской не представляет каких-либо значительных сложностей. Достаточно поставить стол для инструментов и других вспомогательных вещей, один или несколько стеллажей для готовой продукции, и обеспечить освещение рабочего пространства.

Если вы только начинаете свой путь на поприще работы с глиной, то не нужно задаваться целью приобрести профессиональный гончарный круг. Чтобы освоить азы и почувствовать материал достаточно и любительского. Тем более что его конструкция совершенно проста и легка в повторении для тех, кто умеет пользоваться слесарными инструментами.

Как сделать гончарный круг

Сейчас нет недостатка в специальных магазинах, где и начинающим и состоявшимся гончарам предлагается весь спектр товаров для их ремесла: гончарные круги, всевозможные «сорта» глин, вспомогательных инструментов и даже печей, где обжигают готовые изделия. Но ценник в таких магазинах обычно очень высок. И если вы хотите сэкономить, то можно изготовить гончарный круг своими руками.

Для этого нужно сделать из деревянного бруса или металлического профиля станину. В ее нижней и верхней части устанавливаются подшипники, в которых будет вращаться вал с закрепленным на нем кругом. Непосредственно круг желательно изготовить из материала невосприимчивого к влаге: пластик, стеклотекстолит, алюминий, латунь или бронза толщиной не менее 10 мм. Лучше всего, если круг диаметром 250-300 мм выточит на станке токарь. Круг крепится на валу с помощью фланца или любым другим удобным способом.

Круг с ножным приводом

Если круг предполагается сделать с ножным приводом, то на нижнюю часть вала нужно установить массивный маховик, который можно сбить из толстых досок и придать ему форму колеса, или же воспользоваться любым подходящим массивным диском из металла, например, 30-килограммовым блином от штанги.

Круг с электрическим приводом

Если же планируется делать электрический круг, то в качестве привода хорошо подойдет двигатель для швейной машинки. Его преимущество заключается в том, что на этом двигателе можно самостоятельно регулировать частоту оборотов вала. Делается это с помощью специальной педали. Такой двигатель вместе с педалью можно приобрести в специализированном магазине (это будет не дешево) или на "блошином" рынке/барахолке (получится гораздо дешевле, чем брать новый).

В случае использования электропривода можно отойти от изготовления специальной станины, и использовать любой старый стол или даже массивный табурет. Кроме этого, понадобится неглубокая (до 10 см) и широкая пластиковая емкость диаметром 40-45 см. Она закрепляется на станине так, чтобы и внутри нее свободно вращался круг. Это нужно для того, чтобы капли воды с глиной не летели во все стороны, а оставались внутри емкости. В крайнем случае можно сделать ограждение из сухих дощечек и потом несколько раз пропитать олифой для придания древесине водоотталкивающих свойств.

Теперь вы знаете, как сделать гончарный круг своими руками. И при большом желании вполне возможно сделать это самостоятельно.

Гончарный круг для детей

Многие продвинутые школы раннего развития ребенка практикуют занятия по лепке из пластилина, соленого теста, полимерной или обычной глины и т. д. Эти занятия развивают у детей творческие способности, воображение, образное мышление, чувство прекрасного. Кроме того, во время лепки у детей осуществляется развитие мелкой моторики, они расслабляются и избавляются от всевозможных фобий. После ручной лепки детский гончарный круг станет следующим этапом в освоении ребенком работы с пластичными материалами. Такие занятия обычно очень нравятся подростающему поколению.

Гончарный круг для детей точно так же можно изготовить самостоятельно или же купить готовый, благо, производители предлагают массу вариантов на любой вкус и кошелек.

Немного о глине

Существует масса различных видов глин, которые отличаются по происхождению, содержанию примесей, составу. Согласно технической классификации они делятся на сланцевые, огнеупорные, каолины. Также глины имеют свою так называемую жирность. Чем «жирнее» глина, тем она пластичнее и чем «тоще», тем она рассыпчатее. Тощие глины хуже лепятся, а изделия из них трескаются во время обжига. Жирные глины в этом случае ведут себя гораздо лучше. Причем чем более тонкое изделие должно быть изготовлено, тем жирнее она должна быть. А еще глины отличаются своим цветом, который зависит от содержания в них оксидов металлов. Когда в глине содержится не больше 1% примесей, то изготовленное из нее изделие будет белым, а если больше, то после обжига оно покраснеет независимо от первоначального цвета глины.

Начинающему гончару гораздо проще начинать работу с подготовленной глиной, которую легко купить. Когда руки «набьются» на правильной глине, то тогда не составит большого труда отыскать в других местах ту глину, которая тоже подойдет для работы.

Работа на гончарном круге

Любая, даже готовая магазинная глина перед использованием должна быть «перебита». Нужно скатать из глины «колбасу», разорвать пополам путем скручивания. Потом с силой бросить на доску или стол, снова сложить, раскатать и разорвать. Такие манипуляции нужно повторить хотя бы раз 20. Также можно не рвать глину, а резать проволочной струной с ручками. Это нужно для того чтобы убрать из глины воздух и сделать ее однородной. В противном случае оставшиеся пузырьки воздуха будут мешать работе, а если полость останется в стенке готового изделия, то при обжиге оно лопнет в этом месте за счет теплового расширения воздуха внутри полости.

Следующим этапом подготовки глины является спиралевидное замешивание. Кусок глины кладут на стол, и надавливая на нее, ладонями отталкиваете от себя и при этом пытаетесь провернуть глину по направлению к себе (так хозяйки вручную вымешивают крутое тесто). При правильных действиях будет слышно, как из глины с характерным хлопаньем будут выходить воздушные пузырьки. После 30-40 повторений глину можно считать готовой к использованию.

Теперь от куска нужно отрезать необходимое количество, поместить в центр круга и немного придавить. Если глина оказалась не в самом центре, то ее нужно поправить и после этого запустить круг. В случае неровного размещения глины относительно центра, она может слететь с круга. Положение рук при работе с кругом: локти прижаты к телу, согнуть кисти, сблизить запястья и так держать на куске глины. Руки не должны быть напряжены, их движения плавные и мягкие.


История гончарного ремесла знает два основных типа гончарных кругов - ручной и ножной. И тот и другой работают благодаря инерции вращения. Наиболее древний круг - ручной.

Первое упоминание о нем относится к концу четвертого тысячелетия до новой эры. Рабочий диск у него гораздо массивней, чем у ножного, так как он одновременно служит и маховиком. Гончар левой рукой раскручивал круг, а чтобы поддерживать во время работы равномерное вращение, постоянно подкручивал его. Правой рукой мастер формовал сосуд, накладывая спиралью заранее заготовленные глиняные жгуты. Па таком круге трудно лепить одному сосуды сложной формы, поэтому в древнем Египте и Греции при формовке сложных сосудов мастер поручал вращать гончарный круг своему подмастерью.

Ножной гончарный круг появился гораздо позже и быстро вытеснил ручной круг. Теперь у мастера освободились обе руки для формовки сосудов. Повышенная мощность станка позволяет изготовлять крупные и сложные сосуды, к тому же из целого куска глины. Ножной круг состоит из деревянной станины, вертикальной металлической оси и двух деревянных дисков. В верхней части оси укреплен небольшой диск, на котором мастер формует изделие, а в нижней - маховик в виде большого деревянного круга. Нижним концом ось упирается в упорный подшипник. Гончар вращает маховик правой ногой, периодически подталкивая его, не давая угаснуть равномерному вращательному движению.

Теперь многие гончары работают на электрическом гончарном круге. Изготовить такой круг можно своими силами, используя вместо станины старый стол или столярный верстак. Устройство круги показано на рисунке. Электродвигатели могут быть самыми различными, но лучше взять двигатель от швейной машины - он снабжен педалью для регулирования скорости вращения. Такие двигатели продаются в магазинах запчастей для швейных машин и стоят вместе г педалью совсем недорого. Диаметр рабочего круга - 25-30 см. Круг выточите из бронзы, алюминия или пластмассы. Можно изготовить круг из многослойной фанеры, доски или древесностружечной плиты, но тогда придется для придания влагоустойчивости пропитать его несколько раз горячей олифой.


Соотношение диаметров шкива электромотора и шкива круга рассчитайте так, чтобы круг вращался со скоростью 300-850 оборотов в минуту. Учтите, что вращение должно происходить против часовой стрелки. Чтобы научиться работать на гончарном круге, нужно запастись терпением. Только после хорошей тренировки вы сможете изготовлять простейшие сосуды сравнительно небольших размеров. Перед началом работы на круге приготовьте банку с водой для обрызгивания глины и смачивания рук. Понадобятся еще губка для удаления со дна сосуда лишней воды, кронциркуль и проволока, к концам которой прикреплены деревянные ручки. Глину нужно положить на круг строго по центру - гончары называют эту операцию центрированием. Придав куску глины руками форму близкую шару, несильным, но резким движением бросьте его как можно точнее на середину круга. Кусок глины должен хорошо прилипнуть к кругу. Чтобы облегчить центрирование, можно нанести на круг концентрические окружности. Закрепив глиняную массу, включите мотор и, смочив руки водой, окончательно отцентрируйте глиняный шар, чтобы при вращении круга, он казался неподвижным. Затем глину необходимо тщательно промять на вращающемся круге. Для этого ее, то вытягивайте в высокий конус, то снова придавайте первоначальную сферическую форму. Эту операцию повторите несколько раз. Из промятой глины удалятся воздушные пузырьки, и она станет плотной и однородной.

Промежуточная форма при изготовлении большинства сосудов - цилиндр, поэтому прежде всего научитесь лепить именно его. В середине глиняной массы плавно нажмите большими пальцами и сделайте цилиндрическое углубление. Постепенно расширяйте его, доведя диаметр до требуемых размеров. Остальными пальцами формуйте внешнюю стенку цилиндра. Затем вытяните цилиндр. Крупные цилиндры вытягивают двумя руками, из которых одна находится внутри цилиндра, другая на внешней стороне боковой поверхности. Руки, между которыми должна находиться стенка цилиндра, перемещайте от дна вверх, добиваясь получения тонкой стенки постепенным сближением рук. Руки обращены ладонями к поверхностям цилиндра. Этот прием повторяйте до тех пор, пока не добьетесь нужной высоты цилиндра.

Если вы делаете маленький цилиндр, можно работать одной рукой, постепенно сближая большой палец, скользящий по внутренней поверхности, с другими пальцами, скользящими по внешней поверхности. Чтобы руки хорошо скользили и не рвали глину, смачивайте их водой. Из готового цилиндра формуйте задуманный вами сосуд. Вначале лепите основание. Затем, мягко надавливая пальцами на стенки цилиндра с внутренней стороны, постепенно расширяйте его. Рука внутри цилиндра и рука на внешней поверхности должны двигаться синхронно. В результате вы получите тулово кувшина. Точно так же, только теперь уже надавливая с, внешней стороны, формуйте плечо и шейку.

Завершайте изготовление кувшина лепкой венчика. Воду, скапливающуюся в сосуде, убирайте губкой, которую на проволочном крючке опускайте на дно. При выполнении нескольких одинаковых сосудов и при копировании пользуйтесь различными шаблонами из дерева или пластмассы. Готовый сосуд срежьте с остановленного круга проволокой с ручками. Теперь изделие нужно декорировать.


Гончарный круг появился не сразу. Сначала долго время гончары формовали свои изделия вручную. Даже сегодня многие известные гончары предпочитают обходиться без механических приспособлений. При раскопках древний поседений в Месопотамии археологи часто находят глиняные сосуды с веревочным узором на внутренней поверхности. Узор этот остался от древнего способа формовки сосуда "на веревочной болванке".

Считается, что гончарный круг впервые появился в древнем Вавилоне в IV тысячелетии до н.э., а затем распространился в Египет, Индию, Грецию. На европейских землях он стал известен довольно поздно, лишь около 500-х годов до н.э. Первые гончарные круги были ручными. Левой рукой гончар постоянно вращал круг, а правой формировал сосуд. Позже появился ножной круг, который приводился в движение ногами. Именно его и используют современные гончары. Такой круг позволяет изготавливать очень изящные тонкостенные сосуды.

У каждого гончара были свои заветные "копанцы", которые он тщательно скрывал и оберегал от посторонних глаз. В каждом таком "хопанце" скрывались разные глины. Найти подходящую глину - дело непростое. Не всякая глина подходит для любого вида керамики. Например, для сосудов с блестящей черной поверхностью (чернодощеной) лучше всего подходит жирная железистая глина. Это значит, что в ней мало примесей (в основном, леска) и много солей железа. Потому такая глина очень пластична, прекрасно держит форму, а после подсыхания легко выглаживается до зеркального блеска.

Цвет "живой глины" обманчив. Высохшая на воздухе, она, как правило, лишь немного светлеет. Но при обжиге большинство глин резко меняют свой цвет: зеленая становится розовой, бурая - красной, синяя и черная - белой. Например, мастера из села Фнлимоново под Тулой лепят свои знаменитые игрушки из черно-синей глины, которая после обжига приобретает белый, чуть кремоватый цвет. Здесь в печи при обжиге выгорают все органические частицы, которые придавали ей "живую" черную окраску. Только белая глина и после обжига остается белой.

Добыв глину, гончар складывал ее в "глинних" - специальную яму, стены которой делали из бревен, плах иди толстых досок. Яму заливали водой и выдерживали в ней глину от трех месяцев до нескольких лет. Глина мокла под дождями, стыла на морозе, парилась на солнце. При этом она разрыхлялась от многочисленных трещинок, в ней окислялись вредные органические примеси, из нее вымывались соли. И чем дольше вылеживалась глина в шиннике, тем качественнее она становилась. Потом приходила очередь побывать глине на "топанце". Здесь хорошо вылежавшуюся глину разминали. Делали это на полу гончарни или просто на поду избы, предварительно посыпав его песком. Проминкой глины ("топанием") занималась вся семья, в том числе и дети.


Глину топтали ногами до тех пор, пока она не превращалась в тонкий лист. Его скатывали в рулон, складывали пополам и опять топтали. Потом опять и опять, пока глина не превращалась в однородную массу - "глиняное тесто". Здесь же "тощую глину", то есть содержащую много песка "отмучивали" в воде. А в слишком "жирную" вводили добавки. Если предполагалось делать крупное изделие, то вводили специальные “отягощающие добавки”. Тогда осадка изделия при обжиге уменьшалась и соответственно меньше появлялось трещин.

В древности в глину добавляли "дресву" - дробленный камень - песчанник. Иногда для облегчения изделия добавляли опилки. Мастера же Средней Азии до сих пор добавляют пух тополя, рогоза или измельченную шерсть животных. И уже перед самой лепкой гончар "перебивал" глину. Для этого он катал из глиняного теста колобок, который с силой бросал на стол. Сплющившийся шар гончарной струной (стальной проволокой с деревянными ручками) разрезали пополам. Половинки снова бросали на стол и снова разрезали. При этом. струна выталкивала мелкие камешки, вскрывала оставшиеся пузырьки воздуха. И только потом, тщательно подготовленная однородная глиняная масса, попадала на гончарный круг - "кружало".

Гончарный промысел

Красота и польза для народного мастера неразрывны, как форма и содержание. Содержание для него - это форма и наоборот. Так колокол принял форму звука, и отнять у него эту форму, все равно, что отнять у человека душу.

Светское же искусство, так называемое профессиональное, в противоположность народному по определениям, которые давали ему теоретики искусства, начиная от Канта и кончая Полем Валери, например, - исключают понятие полюм. Больше того, только отсутствие пользы, по их мнению, делает произведение настоящим искусством. И это не то что они заменяют понятие пользы красотой, например, нет - красота это тоже, по их мнению, одна из разновидностей пользы, так что ее наличие еще не делает произведение настоящим искусством.


К слову сказать, известны современные мастера, которые, будучи настоящими умельцами, вдруг ушли от изготовления настоящих, утилитарных, национальных изделий в область даже не абстракции, а как бы, простите за тавтологию, овеществления вещи в себе. Они стали наготавливать полые шары, например, керамические, что само по себе непросто, с различными орнаментальными отверстиями. Может быть, они слишком примитивно стали понимать теоретиков высокого искусства, а может быть, просто заблудились среди определений и понятий, ибо утратили чувство национальности, красоты и пользы - этих трех составных частей исскусства.

Нечто подобное уже было в поэзии - вспомните дадаистов. Справедливости ради, правда, нужно сказать, что я их все-таки понимаю, как, впрочем, понимаю и дадаистов, но тут в большей степени налицо их трагедия, чем триумф. Но я продолжу свою мысль, вернее - мысль теоретиков об отсутствии пользы, которое делает искусство Искусством. Понятно, и с этим еще можно согласиться, - что пристрастное отношение к автору, к произведению - не позволяет достойно, объективно оценить его, т. к. наличие пользы, в данном случае точнее будет сказать - выгоды, мешает нам в оценке и в восприятии произведения искусства.

Но как это все бессмысленно по отношению к народному, настоящему (а эти два понятия уже давно, по-моему, стали синонимами) - большинство авторов, которых мы попросту не знаем, ибо имя им народ. Да, настоящее произведение всегда отрывается от своего автора, или по крайней мере стремится к этому. (Словно блудный сын, норой блуждает оно по миру и уже порой не важно, кто придумал Анну Каренину или Анастасию Филипповну. Это, может быть, тот случай, единственный случай, когда толпа, думая одинаково, превращается из общественных масс в народ.

Народное искусство как бы не требует зрителя, как природа - она внутри нас: и вовне. Оно на нас действует на каком-то другом уровне, вернее сказать - на всех уровнях и в первую очередь на уровне родовой памяти. Но мы его можем чувствовать и наощупь, его тепло, добро. И все это в прямом смысле, а не в переносном. Нам для его оценки не нужны вычурные, иностранные слова, которые пытаются навязать нашему языку недобросовестные искусствоведы. А нам в общем ничего не надо объяснять, т. к. нам в народном искусстве не так важно понимать, а нужно скорее быть, чувствовать, видеть и, главное, уметь сохранить лучшие традиции наших предков.

Народное искусство всегда было Простым, но не простоватым. Здесь «простота» синоним «добра» и «истины», а не «примитивности». Примитивизм, вообще, очень далек от народного творчества. Далеко не сразу, например, нашли свой материал - черный лак - старейшие мастера Палеха, способный выявить все богатство иконописной техники, т. е. я хочу сказать, что народное искусство приобрело свои формы и наполнилось содержанием не без труда. Долгие годы шлифовалось мастерство народных художников - поколениями они шли к совершенству и гармонии, отливая свои национальные чувства в различные формы линии и цвет. И эти народные формы, линии и цвет есть производные от чувства добра, красоты, любви, умиления, восторга, скорби, сострадания, гнева, радости и силы русского народа. И если нам удастся сохранить, поднять ремесла, то, может быть, тогда и наша демократия, словно глина на гончарном круге, примет национальные формы.

Гончарное искусство

Гончарная керамика – это грубокерамические изделия с крупнозернистым естественно окрашенным черепком. Вырабатывают их из гончарных глин с добавками отощителей; водопоглощение – 15-16%; частично или полностью покрывают легкоплавкими глазурями. Из гончарной керамики изготавливают хозяйственную посуду и частично декоративные изделия. По наличию глазури керамические изделия подразделяют на глазурованные и неглазурованные. Глазури могут быть прозрачными и заглушенными, бесцветными и цветными (одно- и многоцветными), с поверхностью блестящей, матовой, ирризирующей, с рисунком «кракле» и другие. Гончарное искусство – история, эстетика, технология, мастерство и теория художественных стилей.

Самое сложное в жизни каждого человека – это найти свое место в жизни, найти самого себя. И только найдя его, человек может проявить все свои незаурядные способности, которые у него, конечно же, есть. Сколько «погибло» великих кинорежиссеров до того как появилось киноискусство? Но в данном случае никто не виноват – так складывалась на земле история искусств. Но есть один вид искусства, который людьми просто-напросто был забыт, отодвинут на обочину исторического развития и низведен с высоты Ремесла до заурядности ремесленничества.

Работа на гончарном круге требует виртуозного мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания текстуры глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев.

Придав изделию законченную форму, его заглаживают мокрой губкой и кусочком резины, после чего тонкой проволокой или шпагатом срезают с гончарного круга и ставят для сушки - чаще всего на воздухе. Высохшее до 19-20 % влажности изделие устанавливают на центр верхнего круга, прикрепив кусочком глины, и подправляют соответствующими инструментами; вытачивают металлическим крючком, заглаживают мокрой губкой, полируют оргстеклом. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет декорирование.

Надо сказать, что гончары – это наиболее разносторонние художники. Гончар обязан знать:

1. эстетику;

2. археологию;

3. историю искусств;

4. теорию конструирования форм;

5. теорию цвета;

6. основы неорганической химии;

7. основы теплотехники;

8. материаловедение;

9. общую историю культуры;

10. теорию орнамента;

11. обладать навыками работы на гончарном круге;

12. обладать навыками скульптура.

И, может быть, самое главное, что дает человеку умение работать на гончарном круге – это душевное равновесие, такое, в каком пребывает глиняный сосуд, который вырастает на ваших глазах из простого куска глины.

Гончарный круг - это и своеобразная машина времени, ему уже более 4-х тысяч лет, а он практически не изменил своей конструкции:

1. это и тренажер;

2. это и инструмент;

3. это настройщик вашей души...

Гончарные круги:Неподвижный, ручной и ножной.

Пластические свойства глины были известны человеку уже в глубокой древности. Она легко мялась и под умелыми руками быстро принимала такую форму, которую было очень трудно или даже невозможно придать другим известным материалам. Тогда же было обнаружено, что глиняные изделия после обжига их в огне удивительным образом меняют свои свойства – обретают твердость камня, водонепроницаемость и огнестойкость. Все это сделало глину наиболее удобным сырьем для изготовления посуды и кухонной утвари.

Как и все ремесла техника керамики прошла долгий и сложный путь. Тысячелетия ушли на изучение достоинств и недостатков разнообразных глин. Из множества их видов древние мастера научились выбирать те, которые отличались наибольшей пластичностью, связанностью и влагоемкостью. В глиняную массу стали примешивать различные добавки, улучшающие качество изделий (например, крупный или мелкий песок). Одновременно древние гончары осваивали различные способы лепки. Придать куску сырой глины форму кувшина или, хотя бы, простого горшка было нелегко. Обычно гончар, взяв комочек глины, путем выдавливания средней его части и осторожного сдавливания боков, вылеплял днище. Затем к краю днища мастер начинал прилеплять раскатанные полоски глины и так постепенно получал стенки. В конце концов выходил грубый сосуд, пригодный после обжига на костре к приготовлению в нем пищи.

Важным шагом в развитии гончарного производства стало освоение приема вращения. В этом случае мастер прилеплял к готовому днищу кусочек глины и, вращая днище левой рукой, правой обводил кусочком по спирали, постепенно вылепляя грани горшка. При этом способе изделие выходило более ровным. Позже для удобства работы под заготовку стали подкладывать деревянный диск. Потом пришли к мысли, что процесс лепки значительно упроститься, если заставить этот диск вращаться вместе с заготовкой – так был изобретен простейший ручной гончарный круг. Он представлял собой диск, углубленный посередине примерно на половину своей толщины. Своим углублением диск насаживался на выступавший и несколько закругленный конец деревянного стержня, плотно укреплявшегося в земле. Для того чтобы стержень не шатался и удерживал вертикальное положение, между ним и кругом помещали неподвижную деревянную доску с отверстием посередине. Получалось хорошо прилаженное устройство. Одной рукой мастер приводил круг в плавное равномерное вращение, а другой начинал лепку. Это несложное в общем приспособление произвело настоящий переворот в гончарном деле, подняв его до уровня настоящего искусства. Благодаря нему работа заметно ускорилась и улучшилась. При вращении изделия выходили гораздо более плотными и однородными. Их форма получалась правильной и изящной.

Новым шагом на пути совершенствования гончарного искусства стало изобретение ножного круга, который вошел в употребление во II тыс. до Р.Х. Главные его преимущества заключались в том, что он позволил в несколько раз увеличить скорость вращения и освободил мастеру для работы обе руки. Основные отличия нового круга были следующие. Веретено (ось вращения) было удлинено. Вращающийся диск был жестко соединен с ним. Для укрепления веретена служили две доски. Нижняя была основой всего устройства (в ней было вырезано углубление, куда вставлялся конец веретена). Верхняя доска со сквозным отверстием поддерживала веретено в вертикальном положении. Наконец, к нижней части веретена было жестко присоединено ножное колесо. Усевшись рядом с кругом, гончар опирался ногой в нижний круг и приводил его в плавное движение. Благодаря тому, что нижнее колесо было тяжелее и больше диаметром, чем рабочее верхнее, оно выполняло роль маховика: сохраняло вращение некоторое время и после того, как нога с него была снята.

Одновременно с усовершенствованием гончарного круга шло усложнение техники обжига глины. В древности обжиг производился прямо на открытом огне при температуре в 300 – 400 градусов. Позже его стали производить в специальных печах. Уже первые примитивные печи позволяли вдвое увеличить температуру нагрева. Частички глины стали лучше сплавлялись друг с другом, прочность изделий заметно возрастала. На смену прежним толстостенным сосудам приходят сосуды с тонкими как яичная скорлупа стенками (до 3 мм). Изобретение печей имело огромное значение для истории техники, так как положило начало сооружению высокотемпературных устройств, получивших затем распространение и в других отраслях хозяйства (прежде всего в металлургии). Печь строилась следующим образом: из тонких стволов делали деревянный каркас, который обмазывался толстым слоем глины, только местами оставляя небольшие отверстия. Этот каркас ставили над углублением, представлявшим собой место для разжигания костра. От сильного огня деревянные части сгорали, а глина обжигалась и образовывала плотный под с отверстиями. При обжиге под и стенки печи раскалялись до красна и тоже начинали излучать жар. Благодаря концентрации тепла внутри печи температура в ней могла подниматься до 800 и даже до 900 градусов.

Хронология великих изобретений

Рецензии

Константин, вы сделали интересную и полезную подборку по истории человечества. Конечно, слишком кратко и обще, но для людей незнакомых с предметом вполне достаточно. Практически, получился учебник-справочник или миниэнциклопедия.
Большая и сложная работа. Хорошо бы её как-то продвинуть, чтобы о ней знали.

Спасибо, Виктор за доброжелательную оценку. Конечно, было бы лестно, если бы эти очерки были больше востребованы. Но ведь существует Википедия. Конкурировать с ней бессмысленно, да и, по-большому счету, не нужно.

Кружится глина на гончарном круге, руки мастера ласково обнимают ее, направляют, и вот уже вырисовываются плавные очертания кувшина с широким дном и узким горлышком… Волшебство, да и только… Невозможно оторвать взгляда от этого завораживающего действия, когда кусок обычной глины в умелых руках превращается в настоящее произведение искусства.

Гончарное ремесло - такое же древнее, как и само человечество. Изучение мирового искусства непременно начинается с керамики, которая может сохраняться в земле не одну тысячу лет. Недаром в археологических экспедициях наиболее красноречивыми артефактами считаются глиняные черепки. По этим невзрачным осколкам прошлого можно изучать историю целых народов и цивилизаций.

Сплетение мистики и ремесла

Гончар издревле был под покровительством высших сил: в далекие времена могущественные боги спустились на землю и научили первых людей гончарному ремеслу. И самого человека бог создал из куска глины и вдохнул в него священную жизнь. Особым мистическим ритуалом считалась на великие праздники лепка фигурок богинь и богов, а также животных. Их украшали, им преподносили дары и всячески оберегали. Волшебное действие гончара заключалось в использовании всех элементов природы: и брал в руки мастер глину (элемент Земли), смачивал ее святой Водой, с помощью творенья божьего (гончарного круга) и таланта своего он лепил сосуд. Затем сушил его на Воздухе и придавал силу немереную в Огне. Не зря гончары являлись людьми уважаемыми, с ними старались не ссориться, дабы не навлечь на дом свой гнев божий.

Изготовление глиняных изделий сопровождалось множеством ритуалов и верований, которые были недоступны простому человеку. Например, идти к источнику за водой для глины можно было только в субботу до восхода солнца. На дне посуды ставилось клеймо в виде креста, чтобы в нее не мог вселиться злой дух. В древних мифах гончар был связан со всякой нечистью, которая помогала ему обжигать посуду.

В Волгограде существует музей-заповедник Старая Сарепта, в котором до сих пор живет привидение. В XVIII веке здесь обосновалось немецкое поселение. Одним из известных мастеров своего дела был И. Ниденталь, гончар по профессии. После его смерти по ночам в одном из залов музея раздается скрип гончарного круга и звуки разбитой посуды…

Зарождение гончарного дела

В далекой древности наши предки использовали глину не как самостоятельный материал, а в качестве связующего элемента: таким образом, они соединяли птичий помет, пух и морские ракушки. Только спустя не одну сотню лет люди стали применять глину для изготовления посуды, а чуть позже и очищать ее от вредных примесей – отмучивать. Первые глиняные изделия были, конечно же, необожженными, поэтому до наших времен практически не сохранились. Первые обожженные предметы были найдены в Японии и датируются 10700 годом до нашей эры. Самые ранние сосуды выполнялись в технике жгута: глиняные колбаски по спирали закручивались вокруг основания. В той же Японии до сих пор подобным методом изготавливают элитную ручную посуду для чайных церемоний.

Великое изобретение

Изобретение гончарного круга произвело настоящий фурор в гончарном деле. С его помощью можно было ускорить и облагородить производство глиняных изделий: посуда выходила из рук гончара более тонкой и изящной. В странах Индии, Египта и Месопотамии следы наличия гончарного круга археологи приписывают к 3-4 тысячелетию до нашей эры, в Китае и Древней Греции – тысячью годами позже. Интересно, что в Египте колесом в качестве гончарного круга стали пользоваться намного раньше, чем для транспортировки. В северную Европу и Россию это изобретение пришло только в эпоху Средневековья. Примечательно, что с изобретением гончарного круга ремесло из преимущественно женского превратилось в мужское, так как при вращении тяжелого круга требовалась недюжая мужская сила.

Ручной круг

Основная конструкция гончарного круга состоит из диска, насаженного на ось. Африканские племена практически до наших дней пользовались деревянным диском на толстой ножке, которую устанавливали в выкопанную яму. Сам круг практически не изменился, совершенствовались только материалы, из которых он изготавливался, и добавлялся привод. Ручной круг устанавливали на скамейке, сам гончар садился на эту же скамейку верхом. Вращение производилось либо им самим, либо его помощниками. Позже в качестве тягловой силы стали привлекать животных – ослов и быков.

Ножной круг

Со временем мастера стали изменять высоту маховика, подстраивая его для личного удобства. Так вскоре родилась идея опустить сам маховик до уровня ног. Вращение ногами позволило освободить руки, тем самым в разы повышая уровень мастерства гончара и качество изделий.

Гончарный круг с электрическим приводом

Век изобретения электричества не оставил в стороне и гончарное дело. Умельцы решили приспособить электромотор к старому ножному кругу:

С фрикционным приводом: электромотор закреплялся не жестко, а на его вал надевался специальный ролик из резины. Гончар нажимал на педаль, мотор поворачивался, и его резинка раскручивала маховик круга. Нужной скорости можно было добиться удерживанием и опусканием педали. Также был придуман тормоз. Самые долговечные в эксплуатации и надежные гончарные круги;
- с редуктором: здесь используется мотор с высокими оборотами, на выходном валу которого стоит редуктор. Резиновый ремень соединяет редуктор с планшайбой, приводя тем самым в движение последний. Из недостатков можно отметить достаточно высокий уровень шума и недолговечность;
- с прямым приводом: развитие электроники сделало возможным убрать передаточное звено между мотором и планшайбой. Простота конструкции позволяет данному типу гончарного круга быть максимально эффективным, легким и тихим. Существует возможность регулирования хода вращения: для новичков достаточно 200 оборотов в минуту, для профессионалов - до 400.

В наши дни гончарные круги используют только мастера, не признающие потребительского отношения к гончарному ремеслу и вкладывающие душу в свои творения. Именно поэтому изделия hand-made становятся все популярнее...