Бренды

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию и развитию речи в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы нашего края». Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» - Конспект Занятие по теме зимующие птицы

Я размещаю занятие по развитию речи для старших дошкольников по теме:"Зимующие птицы". С этим занятием я принимала участие в районном конкурсе "Воспитатель года 2012" и заняла 3 место. Занятие очень интересное, необычное, как для детей, так и для педагогов. Надеюсь, что его будут применять педагоги в своей работе.

Программное содержание занятия:

Вызвать у детей интерес к жизни зимующих птиц. Расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц.

Развивать память и внимание детей, развивать умение выбирать и запоминать из потока информации нужное; сравнивать, анализировать, делать обобщения.

Развивать умение детей составлять описательный рассказ и зашифровывать его, используя условные обозначения. Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу.

Развивать связную речь детей, обогащая её за счет однородных, второстепенных членов предложения, родственных слов.

Воспитывать у детей желание в зимнее время года ежедневно заботиться о птицах, получать радость от того, что они могут спасти птиц от гибели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

(образовательная область Коммуникация)

Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Шабанова Светлана Александровна (г.Михайловск, Ставропольский край).

«Зимующие птицы»

Программное содержание:

Вызвать у детей интерес к жизни зимующих птиц. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц.

Развивать внимание и память детей, развивать умение выбирать и запоминать из потока информации нужное; сравнивать, анализировать, делать обобщения.

Развивать умение детей составлять описательный рассказ и зашифровывать его, используя условные обозначения. Развивать умения детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу.

Развивать связную речь детей, обогащая её за счёт однородных, второстепенных членов предложения, родственных слов.

Воспитывать у детей желание в зимнее время года ежедневно заботиться о птицах, получать радость от того, что они могут спасти птиц от гибели.

Ход занятия:

Организационный момент . Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Здравствуйте! Меня зовут Светлана Александровна!

Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Закройте глаза. Откройте.

У меня на подносе кисть винограда. Все ягоды разные, но они крепко держатся за веточку, дружат с ней. Вот так и вы, ребята, все разные, но крепко должны держаться друг за друга и дружить. Угостите друг друга.

Воспитатель: Ребята, я расскажу вам одну занимательную историю, а о ком вы догадаетесь, прослушав аудиозапись.

Слушание аудиозаписи «Птицы в лесу».

Я расскажу вам о том, как зимующие птицы в нашем краю президента выбирали.

Назовите зимующих птиц.

А почему их называют зимующими?

(Они не улетают на юг, остаются зимовать в наших краях).

Почему они не улетают? (Потому что они могут добывать себе корм: они питаются не только насекомыми, но и семенами, зёрнышками, семечками).

А сейчас представьте себя птицами. Давайте полетим в свои дома, чтобы наконец таки услышать эту историю.

Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть птичий президент? (Какими качествами он должен обладать?) (Справедливым, добрым, трудолюбивым, красивым, полезным, весёлым, бойким …).

Воспитатель: Жить президент должен в лесу круглый год, чтобы представлять интересы зимующих птиц постоянно. И вот кандидатами на роль президента стали … как вы думаете, какие птицы? (Ворона, Воробей, Снегирь, Дятел, Сова, Сорока, Синица, Клёст)

Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц на наборное полотно.

Конечно же, на выборы слетелись целые стаи птиц. Внимание на экран.

1 слайд С воробьем прилетела стая …воробьев.

Продолжайте:

2 слайд (Саша…)

Воспитатель: Сову, Клёста и Снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь, почему?

Дети: Сова недобрая хищная птица. Она может обижать и птиц и зверей. Днём она спит, а ночью охотится.

Клёст - живёт далеко в дремучих сосновых и еловых лесах, и его не всегда можно дозваться. У Клеста клюв крючком – это не всем может понравиться.

Снегирь – кочующая птица. Его не бывает в наших лесах летом. Весну, лето и осень Снегирь проводит в северных лесах. Значит, он не может в это время представлять зимующих птиц.

(Воспитатель убирает картинки: «Сова», «Клёст», «Снегирь».)

Игра – конкурс «Птичьи моды».

Воспитатель: Сначала птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения. Хотели бы вы, ребята, посмотреть, как это происходило, и поучаствовать в этом конкурсе? (Да) (представьте, что вы превратились в птиц)

Ребята, вы должны двигаться по всей группе, изображая птиц – модниц, медленно двигаться на носочках, кружась, порхая, танцуя, с окончанием музыки, вы должны остановиться, приняв красивую позу.

Воспитатель: Повторяйте за мной.

На одной ножке покручусь и в зимующую птицу превращусь.

Воспитатель: Именно так всё и было.

Ворону и Воробья птицы посчитали не очень нарядными. Серый, чёрный и коричневый цвета были не модными в этом сезоне и их убрали с предвыборной компании.

Конкурс – показ мод выиграли: Сорока, Синица и Дятел.

Воспитатель убирает картинки: «Ворона», «Воробей». Остаются картинки: «Сорока», «Синица», «Дятел».

Воспитатель: Победителями оказались Сорока, Синица, Дятел. Как вы думаете, почему? Именно из-за своего красивого, яркого оперения.

Воспитатель: Ребята, давайте с помощью схем – помогалочек расскажем о каждой птице. Давайте рассмотрим, что обозначает каждый условный знак.

Рассказы детей с помощью схем.

Воспитатель: Какие замечательные рассказы у вас получились.

Воспитатель: Осталось только три птицы, которые продолжили участие в выборах. Птицы решили выяснить, хорошие ли Сорока, Синица и Дятел строители. Они попросили показать им свои гнёзда.

Воспитатель выставляет картинки: «Гнездо сороки», «Гнездо синицы», «Дупло дятла».

Воспитатель: У кого какое гнездо? Опишите.

Дети: У Сороки гнездо большое, круглое. Внизу оно глиняное, сверху сложено из сухих веток. Устлано гнездо соломинками, травинками, пухом, шерстью. От дождя сороки делают навес из веток и сучьев – получается настоящая крыша.

У Синицы гнездо из тонких прутиков и соломы. Для тепла синицы приносят пух, перья, шерстяные волоски и кусочки ваты. Иногда синицы занимают старые дупла дятлов.

У Дятла большое глубокое дупло. Вход в дупло круглый или овальный.

Дятел выдалбливает дупло целых две недели. Ему помогает большой, крепкий клюв. Гнездо дятел утепляет сухой травой, листьями, перьями и пухом.

Воспитатель: Думали, думали птицы и решили, что все эти птицы хорошие строители. Но выбрали всё – таки два самых тёплых, надежных и уютных гнезда.

Как вы думаете, чьи они были? (Они выбрали гнездо Сороки и дупло Дятла. В таких гнёздах птенчики не замёрзнут и не намокнут).

Воспитатель убирает картинки: «Гнездо синицы» и «Синицу».

Воспитатель: Чтобы зрители - птицы не устали, Сорока и Дятел решили их немного потешить, показать им физкультминутку.

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – всё летали и летали,

Птицы в воздухе кружились, на дорожку опустились,

Воспитатель: Но тут птицы вспомнили, что сороки могут и утащить яйцо из чужого гнезда. И это нехорошо.

Дети: Дятел – очень полезная птица. Его называют лесным доктором. Он выстукивает деревья, разыскивает у них в стволах и под корой червячков, личинок жуков и бабочек.

Воспитатель: Что бы случилось с лесом, если бы в нём не было дятлов?

Воспитатель: Вот и получилось, что президентом зимующих птиц был выбран … (Дятел).

Воспитатель убирает картинку «Сорока».

А сейчас я предлагаю поиграть в интересную игру «Покорим птиц»

Вы должны подобрать к каждой птице корм»

Дидактическая игра «Питание птиц зимой». Слайд –шоу.

Воспитатель выставляет предметные картинки:

Семена, ягоды, почки растений – (Дети) – снегирь.

Мелкие грызуны – сова.

Крошки, зерна, ягоды, остатки пищи – воробей.

Отбросы пищи, корки, кусочки мяса – ворона.

Зёрна, семена, корки, отбросы пищи – сорока.

Семена еловых и сосновых шишек, достает личинки насекомых из – под коры – дятел.

Зёрна, семена, ягоды, семечки, несолёное сало, мясо – синица.

Воспитатель: Ребята, птицы просили вас выделить отличительные черты дятла.

Нужно из двух предложенных мною слов составить одно.

Игра с мячом, отвечает тот, кто поймал мяч.

(Дидактическая игра «Сложные слова» с мячом)

Черные крылья (какой)– чернокрылый.

Короткий хвост – короткохвостый.

Белая грудка – белогрудый.

Острый клюв – остроклювый.

Круглые глаза – круглоглазый.

Красная голова - красноголовый

Воспитатель: Ребята, сейчас я расскажу о дятле то, что мы еще не сказали.

Воспитатель: (Дятлы не поют, только кричат. А ещё они барабанят по сухой ветке или по стволу, издавая звук «тррр-тррр-тррр!». Поэтому дятла называют лесным барабанщиком. Дятлы по очереди долбят дупло. Дно его устилают опилками. Сухой травой, листьями, перьями и пухом. Там у них вылупляются птенцы. Дятлы их кормят, учат их ползать по дереву и летать.

Итог: Воспитатель: Как много нового и интересного мы узнали о дятле.

А о ком мы еще сегодня говорили? Что вам больше всего запомнилось?

Продуктивная деятельность:

Конечно, президентом нашего леса стал дятел, но без других птиц выборы не состоялись. Я предлагаю вам изобразить птиц на этом панно. (Дети совместно с воспитателем составляют картину на ткани и дарят её членам жюри). А вам, уважаемое жюри предлагаем помочь назвать эту картину.

Какое название вам понравилось?

Воспитатель: Дорогие ребята! Президент зимующих птиц издал первый свой указ: Читается стихотворение А. Яшина "Покормите птиц зимой!"

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Зимующие птицы просили меня передать вам большое спасибо за доброту, ласку, за то, что их кормушки зимой не пустуют.

Пусть эти замечательные птички станут вам верными друзьями и напоминают о нашей с вами встрече!!! (воспитатель дарит детям сувениры птиц).До новых встреч!


Конспект занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе на тему: "Зимующие птицы"

Автор работы: Науменко Светлана Васильевна, воспитатель МКДОУ ДС "Солнышко"с. Голубинка Бахчисарайского Республика Крым
Тема: «Зимующие птицы»
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимующие птицы».Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на занятиях по ознакомлению с природой и на занятиях по развитию речи. Это занятие направлено на воспитание у детей чувство сострадания к птицам и всему живому. Учит детей составлять описательный рассказ о птице. Развивает слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику.

Цель: Закрепление и уточнение знаний по теме: «Зимующие птицы».
Программные задачи: Уточнить название зимующих и перелетных птиц. Совершенствовать диалогическую речь детей, учить давать полные ответы на вопросы. Учить детей составлять описательный рассказ о птице. Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику. Обогащать словарь по теме «Птицы». Продолжать учить определять количество слогов в слове. Воспитывать чувство сострадания к птицам и всему живому.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением зимующих птиц; пособие – разрезные картинки птиц; изображение Короля птиц; грамзапись с голосами птиц, видео для дошкольников «Зимующие птицы»
Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке.

Ход занятия.

Воспитатель: - Дети, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в «сказочный зимний лес».
(слышна музыка вьюги, скрип снега, воспитатель выходит за дверь и возвращается со снеговиком).
Воспитатель: Ребята,к нам в гости пришел « снеговик»,он проводит нас в зимний лес, но прежде снеговик задаст вам несколько вопросов.
(Закрепление пройденного материала.)
- Какое сейчас время года? (ответы детей)
- Давайте вспомним, куда улетают птицы осенью? (ответы детей)
- Почему улетают птицы в теплые края? (ответы детей)
- Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края? (ответы детей) Перечислите их.
- Все ли птицы улетают в теплые края? (ответы детей)
Снеговик: ребята, я как раз принес вам письмо,от тех птиц которые остались зимовать, от самого «Короля птиц -Горного Орла».
Читаем письмо: «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птиц. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Снеговик пообещал мне найти таких детей.- Ребята, может, мы с вами сможем помочь Королю птиц?
- Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это...
(Снегири)

Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)

Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Воспитатель: - Как мы назовем всех этих птиц одним общим словом? (зимующие). Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)
воспитатель: - Дети, а сейчас вместе со снеговиком мы пойдем по зимнему лесу (Звучит фонограмма записи птичьих голосов, дети идут по группе)Слышите, здесь кто то есть.(Ответы детей) Давайте послушаем, какие голоса у птиц, как красиво они поют, даже зимой.
Игра: «Кто как голос подает» (дети прослушивают голос птицы, отгадывают ее и говорят, как птица голос подаёт)
Воробей – чирикает
Ворона – каркает
Сорока – стрекочет
Синица – щебечет
Снегирь – посвистывает
Дятел – трещит
Сова – ухает
Клест – клекочет
- Ребята, голоса птиц мы слышим,но их спрятала и заколдовала Баба Яга. Пойдемте их искать. (Отправляемся на поиск птиц. Дети и воспитатель со снеговиком идут по импровизированным следам Бабы Яги, вырезанные из бумаги и разложены по группе)
Дыхательная гимнастика:
Воспитатель: Ой детки,посмотрите на нашем пути сугроб.(нарезанные из бумаги снехинки,под которыми спрятан конверт).
Упражнение: «Подуй на снежинки». (вырабатываем длительный и плавный выдох)- Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. (дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт)- Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные.
- Посмотрите, что это за конверт? В конверте разрезанные на части картинки.- Это проделки Бабы Яги! Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите птиц. (Дети складывают картинки).
Дидактическая игра: «Освободи птичку» (составление из разрезных картинок целых изображений птиц)
- Чтобы птички наши совсем оттаяли и разлетелись по домам, нужно выполнить еще одно задание: сосчитать, сколько слогов в названии этих зимующих птиц.
Игра: «Сколько слогов в слове?»
- Молодцы дети, что помогли освободить птичек. Улетели птицы по домам. А мы с вами поиграем, отдохнем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
С горки все домой пришли,
воспитатель: Птичек мы освободили, они разлетелись по домам голодные, Присаживайтесь на стульчики и мы посмотрим, как они долетели домой (просмотр видеофильма «Зимующие птицы» и беседа по просмотренному видео).
Птички дома, но как вы думаете, что мы забыли сделать с вами,когда птички улетали.(ответы детей).Правильно покормить.
- Чем можно угостить птиц:
Воробья – хлебными крошками
Снегиря – ягодами рябины, боярышника
Синичка – любит сало
Ворона, сорока – всеядные Кому не хватило угощения? (сове, дятлу)
Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.
- Зимой птицам трудно добывать корм, мы повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц.
Снеговик очень рад, что в нашей группе дети такие добрые, храбрые и умные. Он всем лесным жителям расскажет о наших детках. А мы ему в мешочек насыпим зернышек, чтобы снеговик угостил своих друзей птиц.(снеговик уходит)
Заканчиваем занятие стихотворением:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
4. Итог занятия.

Елена Покатилова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Капелька»

на тему : «Зимующие птицы » .

Занятие подготовила и провела

Программное содержание : Закрепить знания детей о зимующих птицах , условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц . Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.

Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний. Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам , желание им помогать. Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии .

Словарная работа : существительные - снегирь, синица, корм, семена, зерно; прилагательные - желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы - каркает, трещит, стрекочет, чирикает.

Предшествующая работа : рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц , чтение рассказов о птицах , загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц , кормление птиц , наблюдения за птицами .

Оборудование : картины с изображением зимующих птиц , два одинаковых мешочка из тонкой ткани, наполненные зернами разных растений, поднос, емкости с зернами риса и пшена

Литература :

1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» . Москва, «Мозаика-Синтез» , 2005г.

2. Л. Г. Селихова «Интегрированные занятия . Ознакомление с природой и развитие речи ». Издательство «Мозаика-Синтез» , 2005г.

3. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». «ВАКО» Москва, 2005г.

Ход занятия

Ход занятия:

1. Воспитатель : Ребята,сегодня утром,когда я вошла в группу , на приоткрытом окне сидит сорока, в клюве у нее конверт. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки) . Вы умеете отгадывать загадки?Сейчас проверим. (Воспитатель загадывает загадки) . При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц .

1. В серой шубке перьевой

И в морозы он герой

Назови его скорее

Кто там скачет? (воробей) .

2. Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка,

И полоска шарфика, (синица)

3. Грудка ярче, чем заря

У кого? (У снегиря.)

4. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей .

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее. (ворона)

5. Всех я за день навещу

Все, что знаю растрещу (сорока)

Воспитатель : Молодцы! Правильно отгадали загадки.

Воспитатель : Ребята,а как можно назвать одним словом этих птиц ?

Дети : Зимующие .

Воспитатель : А почему их называют зимующими ?

Дети : Потому что они не улетают на юг,остаются зимовать в наших краях.

Воспитатель : Ребята,а посмотрите внимательно,что есть общего у этих птиц ?

Дети : Туловище,крылья,клюв,перья,лапы,хвостик.

Воспитатель :Молодцы. А чем они отличаются?

Дети :Размером,окраской оперенья,формой клюва.

Воспитатель :Ребята,как живётся птицам зимой ?

Дети :Трудно-голодно и холодно.

Воспитатель :Почему?

Дети :Снег укрыл землю,зёрнышек не найти.

Воспитатель :Правильно,поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи. А как и чем мы можем помочь птицам зимой ?

Дети :Покормить их.

Воспитатель : А чем люди кормят птиц ?

Дети :Семечками,крупой,крошкой,салом.

Воспитатель :Ребята,я вам сейчас покажу пшено и рис. Опишите мне их.

Дети :Пшено мелкое и жёлтое,а рис крупный и белый.

Воспитатель :А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь» .Возьмите мешочек в руки,в них насыпан корм для птиц . Определите на ощупь,какой корм у вас в мешочках?

Катя,скажи,что у тебя в мешочке? (опрашиваю ещё 2-3 ребёнка) .

А теперь развяжите мешочек и посмотрите правильно ли определили.

Дети развязывают мешочки и называют , что в них.

Воспитатель :Все мешочки положите на поднос. Молодцы вы хорошо потрудились и, наверное, устали, давайте все вместе отдохнем.

Физкультминутка :

Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят .

Как они сядут, покажем,

Крылья мы сложим назад.

В. –Ребята,подскажите мне если у сороки белый бок, то она какая?

Белобокая.

В. - Если у синицы желтая грудка, то она какая?

Желтогрудая.

В. - Если у снегиря красная грудь, он какой?

Красногрудый.

В. - Если у вороны черное крыло, то она какая?

Кар - кар.

В. - Значит, она что делает?

Синь - синь - синь.

В. - Что она делает?

Чик-чирик.

В. - Что он делает?

Чирикает.

Воспитатель :А в следующем задании,ребята, сорока просит вас исправить ошибки в предложениях.

Чёрный ворона-чёрная ворона.

Сорока сидел на заборе-…

Ворона чирикала на солнышке-…

Снегирь клевала хлеб-…

Воспитатель :Ребята,а сейчас послушайте внимательно небольшой рассказ про снегиря и ответьте на вопросы.

Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири» , потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.

По Ю. Дмитриеву

Вопросы :

1. Как выглядят снегири.

2. Когда появляются в наших местах снегири?

3. Каких ещё зимующих птиц вы знаете ?

Воспитатель : Молодцы. Ребята, сорока вам приготовила вам ещё одно задание. В конвертах,что у вас на столах,лежат разрезные картинки,на которых изображены птицы . Вам нужно их собрать и назвать какая у вас получилась птица .

Воспитатель :Какие вы молодцы,все справились с заданием.

Итог. Оценка деятельности детей.

О каких птицах мы с вами сегодня разговаривали? зимующих .)

Каких зимующих птиц вы запомнили , назовите.

Как люди должны помогать птицам ? Почему? (делать скворечники,кормушки,кормить) .

Публикации по теме:

«Зимующие и перелетные птицы». Конспект занятия в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема:«Зимующие и перелетные птицы». Образовательные задачи:.

«Зимующие птицы» Вашему вниманию предложен конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимующие птицы» с детьми средней группы.

Цель. Развитие связной речи. Задачи. 1. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Программные задачи: Закрепить знания детей о зимующих птицах, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму. Учить составлять описательные.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Зимующие птицы"

Программное содержание:

  • Научить детей пересказывать текст с опорой на наглядный материал;
  • Продолжать знакомить детей с зимующими птицами: их название, строение, питание, где живут;
  • Учить отгадывать загадки;
  • Закрепить умение составлять описательные рассказы о птицах;
  • Побуждать детей к словообразованию;
  • Закрепить умение согласовывать числительное с существительным
  • Воспитывать в детях заботливое отношение к птицам, желание помочь в трудные зимние дни.

Ход занятия.

Дети, идя ранним, заснеженным, морозным утром в детский сад, я

увидела, как крупная, белобокая, с длинным хвостом птица бросила на крыльцо нашей группы вот этот большой конверт. Вы догадались

какая птица прислала нам этот конверт? (Ответы детей.)

Интересно, что в нём? Загадки! Любите загадки? Тогда слушайте

внимательно, думайте и отгадывайте.

* Всё время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.

Кто это? (Дятел.)

* Эта птица так болтлива
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока,
А зовут её.... (Сорока.)

* Чик-чирик
К зёрнышкам прыг.
Клюй, не робей.
Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

Кто это? (Снегирь.)

Ты с модницей этой, конечно, знаком.
Вертушке на месте никак не сидится,
Всё хвастает жёлтой жилеткой своей
И шапочкой синей гордится! (Синица.)

О ком загадки? Как вы думаете, почему они называются зимующими? Как вы догадались?

Игра "Подбери красивое слово к птице"

(Красногрудый снегирь. Длиннохвостая сорока. Шустрый воробей.

Важная ворона. Черноголовая галка. Вертлявая синица.)

Дети, у вас на столах лежат разрезные картинки "Зимующие птицы".

Соберите её, назовите птицу и расскажите о ней.

(Ответы детей.)

Каждый ребёнок рассказывает по своей разрезной картинке.

(У меня снегирь. У него чёрная шапочка, красная грудка. Он любит лакомиться рябиной, прилетает к нам с первым снегом.) ...

Дети, в какое время года птица выводит своих птенцов?

Верно, весной. Но есть такая зимующая птица -клёст. Чудо, загадка природы. Это единственная птица, которая выводит своих птенцов зимой. Большеголовая птица с перекрещивающимися концами толстого клюва. Вот она. (Показ картинки.)

Клёст прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
Клё - клё- клё

Поёт со свистом.

Дети, послушайте рассказ про птицу и птенцов.. Ваши пальчики помогут мне рассказать.

Пальчиковая игра" Птица и птенцы"

На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице (Большой палец по -одному разу прикасается поочерёдно к остальным четырём.) и по три мошки. (Трёхкратное прикасание.) Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (Большой палец с силой "чистит" верхние боковые края остальных пальцев поочерёдно.)

Дети, как вы думаете -это могли быть птенцы клеста? Как вы догадались? (Ответы детей.)

Дети, где можно встретить зимой всех птиц? (Ответы детей.)

Верно, у кормушек. Зимой птицам голодно и холодно. Но птицам страшнее голод!

Как можно назвать кормушку для птиц? (Ответы детей.)

Правильно, птичья столовая.

Игра "Числовые карточки"

Дети, возьмите в руки числовые карточку и карточку с зимующей птицей. Расскажите, сколько и каких птиц прилетели к вам в кормушку и что они едят. (Ответы детей.)

(У меня 5 синиц. Они клюют сало. У меня 2 воробья. Они клюют зёрнышки...)

Молодцы! А сейчас настало время физкультминутки.

Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг- скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень,

Тири - тири,

Тень-тень-тень.

Дети, сейчас я расскажу вам одну историю, которую я наблюдала в парке. Расскажу и покажу. (На столе ваза с ветками, фигурки зимующих птиц, шишки, зёрна, орехи, сало, кормушка.)

Дети сделали кормушку и повесили её на дерево. Насыпали в кормушку зёрен, положили еловые шишки и подвесили на ветках кусочки сало, а сами спрятались за большим деревом. Первой прилетела синичка и села на веточку. За ней прилетел воробей и сразу сел в кормушку. Осторожный клёст приближался очень медленно. С начала он сел на землю, перелетал с ветки на ветку и, наконец, очутился в кормушке. Красногрудый снегирь сидел на рябине и наблюдал за птицами. Вдруг прилетела шумная, взъерошенная ворона, закричала, захлопала крыльями. Птицы разлетелись в разные стороны, а ворона стала искать по снегу рассыпавшиеся крошки. Ребята остались довольны кормушкой. "

(Вопросы к детям.)

Дети, какой корм дети положили в кормушку?

Какие птицы прилетели к кормушке?

Как вела себя ворона?

Мы будем рассказывать эту историю по частям. Начнёт рассказ и продолжать будет тот, кому дам, птичку, в руки.

(Рассказы детей.)

Молодцы, хорошо рассказали!

Дети, положите ладони на стол перед собой. Расскажите и покажите пальчиками про птичку.

Пальчиковая игра

Птичка крылышки сложила,
Птичка пёрышки помыла,
Птичка клювом повела,
Птичка зёрнышки нашла,

Птичка зёрнышки поела,
Птичка песенку запела,
Птичка крылышки раскрыла,
Полетела, полетела.!

Дети, сорока прислала вам в конверте загадочные рисунки. Внимательно рассмотрите рисунок, догадайтесь какая это птица и правильно раскрасьте её.

(Вопросы к детям во время выполнения задания.)

Как ты думаешь, какая птица на твоей картинке?

Почему ты так думаешь?

Как ты догадался?

Какие краски тебе понадобятся?

Молодцы, все справились с заданием сороки!

Стихотворение " Покормите птиц! "

(Читает ребёнок)

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

«Зимующие птицы».

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.

Образовательные цели: закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающем слове птицы; учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах; согласовывать существительные с числительным от 1 до 5, существительные в творительном падеже, образовывать сложные прилагательные, подбирать эпитеты к словам.

Развивающие цели: развитие общей моторики, координации речи с движением, диалогической речи, зрительного внимания, мышления. Развитие чувство ритма, слухового внимания, музыкальной памяти.

Воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.

Педагог:

- Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).

- Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).

- Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)

- А какими забавами нас встречает зима? (катание на лыжах, на санках, на коньках, игра в снежки, катание с горки.)

- А, давайте, ребята, мы с вами поиграем в снежки.

Музыкальная подвижная игра «Игра в снежки»

Правило игры: Во время первой части по команде педагога: - «Лепим снежки» дети лепят «снежки» перекладывая ватные шарики из руки в руку, а затем по команде педагога: - «Кидаем снежки», кидают «снежки» друг в друга.

(По окончании музыки игра заканчивается).

Педагог:

- Ребята, посмотрите, ко мне прилетел «волшебный снежок» и он нас приглашает совершить прогулку по зимнему лесу.

Звучит музыка: звуки зимы. (Переход к основной части занятия).

Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь».

2. Основная часть: игры.

Педагог (под музыку зачитывает стихотворение).

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Педагог:

- Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)

- Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)

- Ребята, я вижу здесь птиц (показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц на мольберте) , значит, не все птички улетели.

Педагог:

- Ребята, почему эти птицы не поют в лесу? (Они улетели.)

- А куда они улетели? (Поближе к человеку.)

- А зачем? (Человек их подкармливает.)

- Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это, какие птицы? (Зимующие.)

Педагог:

- Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)

- А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

- Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)

- Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

- Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)

Педагог:

-Ребята,а чем можно покормить птиц зимой?Что можно положить в кормушку?

Загадки про зимующих птиц.

Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

Кочующие и осёдлые птицы
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит...
(Сорока)
Днём спит, ночью летает.
(Сова)

- Ребята, птички наши наелись и мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.

Физкультминутка.

Ух, ты, зимушка – зима, закружила, замела (поднимают руки вверх и кружат ими над головой)

Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти. (опускают руки вниз перед собой и покачивают ими)

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.

Жых, жых, жых, жых…. (дети имитируют бег на лыжах).

Д/ и «Весёлый счёт»

Педагог:

- Ребята, с нами остались зимовать много птиц. Давайте, вместе их посчитаем. (Дети считают птиц)

1,2,…5 (синица, воробей, сорока, ворона, дятел)

Педагог: (обращая внимание на мольберт)

- Ребята, давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда мы с вами поиграем в игру:

Д/и «Один – много» . (Игра проводится с «волшебным снежком»)

Ворона – много ворон,

Сорока – много сорок,

Синица – много синиц,

Дятел – много дятлов,

Воробей – много воробьёв.

Педагог:

- Ой, а снежок наш как сверкает! Недаром он волшебный. Ребята, хотите, я превращу вас всех в снегирей (ответ детей). (Педагог произносит заклинание: - «Вокруг себя раз повернись, в снегиря ты превратись».)

Логоритмическое упражнение «Снегири».

Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири,

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке,

Головой вертят, улететь хотят.

Кыш-кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(После проведения упражнения педагог произносит «обратное заклинание»: - «Вокруг себя раз повернись и в ребёнка превратись»).

Речевая игра «Скажи наоборот».

В этой речевой игре малыш научится употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (мы - взрослые - такие слова называем антонимами).

    Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)

    Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)

    Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)

    У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? (маленький и тонкий)

    У снегиря грудка красная, а у синички - …?

    Снегирь подлетел к лесу, а воробей - …?

    Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

Речевое упражнение «Назови ласково»

Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.

    Птица – птичка

    Перо- … (перышко)

    Крыло - … (крылышко)

    Хвост - …(хвостик)

    Клюв - …(клювик)

    Синица - …(синичка)

    Птенец - …(птенчик)

    Воробей - …(воробышек)

    Ворона - … (воронушка)

    Голубь - … (голубок)

про воробья

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!

про синиц

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!

про дятла

Доктор Дятел сел на сук,
По коре стучит: тук-тук.
- Вот что, дерево-рябина, -
Доктор Дятел говорит, -
Вы больны, у вас ангина,
Потому - и хмурый вид.
Вот вам сладкая микстура,
Чтоб прошла температура.
А для каждой вашей ветки
Пропишу сейчас таблетки!

про сову

На суку сидит мохнатая сова
И бормочет непонятные слова.
Три часа она баюкает совят,
А они глаза открыли и не спят.

Хотите верьте – хотите проверьте.

Народные приметы о зимующих птицах.

Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит будет мороз.

3. Итог занятия.

Педагог:

- Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили. Что вам понравилось? Подведение итогов занятия.