Тезисы к проекту
Выполнили ученики 3 Г класса, руководитель Кашпура Надежда Владимировна.
Выбор правильного пути в жизни непосредственно связан с ранней профориентацией ребенка, умелым использованием и развитием его потенциальных способностей. Конкуренция, и быстро меняющиеся технологии, требуют определиться с профессией как можно раньше. Накапливать умения и навыки уже в достаточно юном возрасте, расширять знания о мире профессий, формировать интерес к поиску «своей» профессии, развивать умение работать самостоятельно и в группе, развивать умение планировать и оценивать свою деятельность, помогать в самопознании и осуществлении конкретного выбора. Эти и другие важные вопросы мы начали изучать с первого класса.
Наша работа вылилась в проект «Все работы важны – все работы нужны».
Мы поставили перед собой проблемный вопрос : «В чем трудность выбора профессии» и решили проверить – действительно ли трудно выбрать профессию?
Цель нашего проекта - постепенное знакомство с миром профессий.
Главными задачами для нас было:
1. Выяснить уровень наших знаний о профессиях.
2. Расширить наши знания о видах и типах профессий.
3. Формировать интерес к профессиям.
4. Проникнуться чувством уважения к труду взрослых.
Мы разработали план работы над проектом.
Определили его этапы.
1. Знакомство с детской литературой о труде взрослых, профессиях.
2. Экскурсии на предприятия и организации города.
3. Беседы о профессиях.
4. Составление картотеки загадок и пословиц о профессиях;
5. Исследовательская работа: узнать все о профессии своих родителей и ближайших родственников.
6. Оформление совместно с родителями стенда “Все работы хороши”
7. Написать сочинения “Кем я хочу стать?»
8. Провести анкетирование: «Кем ты будешь через несколько лет?»
9. Подготовить и провести праздник: «Город мастеров».
Решили, что закончим работу над проектом лишь после выбора профессии – значит через 9 лет. В жизни всегда сложно сделать правильный выбор, в особенности, если речь идет о выборе профессии. Чтобы больше узнать о профессиях мы обратились к документу, который называется "Единый тарифно-квалификационный справочник", и узнали, что насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Но реально используются сотни.
Сегодня быстро меняется не только количество профессий, но и их состав. Появляются новые, непривычные и незнакомые для нас профессии, такие как менеджер, дилер, аудитор и исчезают старые. А ведь от того, насколько правильно мы выберем для себя ту или иную профессию, зависит в какой-то степени наша жизнь, ее успешность. Готовиться к этому надо сегодня!
Мы это поняли, исследовав несколько видеосюжетов с записью интервью детей шесть лет назад и этих же детей в прошлом году (это сегодняшний 10 «А» класс). И увидели, что совпадение в выборе профессии минимальное.
То, что казалось правильным вчера, сегодня оказалось неверным решением.
Продолжив исследование, мы из энциклопедии узнали, что такое профессия: «Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний, умений, это труд, который человек выбирает себе на всю жизнь».
Из истории древнего мира узнали, что у первобытных людей не было профессий. Но кое-какое разделение труда все-таки было - между мужчинами и женщинами. Мужчины охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины - собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.
По мере развития общества появилась специализация людей по видам труда. Появилось разделение труда, возникли профессии.
Узнали, что труд подразделяется на физический и умственный.
А также нам стали известны типы профессий: человек – человек (врачи, учителя), человек – техника (водитель, конструктор), человек – знаковая система (программист, кассир), человек – художественный образ (артист, художник), человек – природа (эколог, садовод)
Из Интернет – ресурсов узнали, что самые стрессовые профессии - это профессии шахтера и общественных деятелей. Такой высокий «показатель риска» у государственных людей психологи объясняют тем, что они «работают на публику».
Узнали, что есть календарь профессий.
Мы побывали на экскурсиях в ряде организаций и предприятий города: в пожарной части,
кондитерской предприятия «Эврика», городском отделе внутренних дел, танковой части г. Арсеньева и у артиллеристов с. Ново – Покровки. Встретились с работниками городской больницы, библиотеки, познакомились с трудом повара и слесаря.
Провели исследовательскую работу и узнали о работе своих родителей, бабушек, дедушек, близких родственниках. Оформили вместе с ними стенд «Все работы важны…».
Провели анкетирование и узнали, что ребята хотят быть милиционерами, врачами, военными, бизнесменами, профессиональными спортсменами, дизайнерами, пожарными, программистами, поварами, моряками. Лишь трое решили стать учителями и воспитателями, двое – певцами, трое – летчиками, один – слесарем и один – дворником. Некоторые в будущем видят себя олигархами.
Собрали коллекцию поговорок, загадок о профессиях.
Написали свои стихи и сочинения о том, кем хотим стать в будущем. Сняли видеоролик об этом.
Провели праздник «Город мастеров». Выпустили буклет.
Подготовили презентации о династии учителей, военных, милицейской династии и самой многочисленной профессии – мама!
Вывод:
Как видите - Прекрасных профессий на свете не счесть –
И каждой профессии слава и честь!
Мы поняли, что …
«Твердо выбрать, кем быть нам, друзья, нелегко!
И до финиша плыть еще так далеко.
Но, запомните вы все, без исключения,
Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.
Но всегда - и как было когда-то,
И сейчас в XXI наш век –
Мы хотим пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек».
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
Все профессии нужны, все профессии важны.
Выполнила: Кузнецова Наталья Сергеевна,
учащаяся 2-в класса, МБОУ Обливская СОШ № 1
Руководитель: Соловьева Оксана Анатольевна.
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_1.jpg)
- Провела беседу с использованием презентации «О профессиях и трудолюбии»
- Приняла участие в выставке рисунков «Профессии наших родителей».
- Провела опрос учащихся 2 «в» класса
- Посетила центр занятости населения
- Совместно с руководителем искала информацию и картинки о редких профессиях в Интернете
- Оформление проекта в виде презентации
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_2.jpg)
Беседа с использованием презентации
«О профессиях и трудолюбии»
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_3.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_4.jpg)
2.ЭТАП
Выставка рисунков «Профессии наших родителей»
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_5.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_6.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_7.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_8.jpg)
3.Опрос учащихся 2 «в» класса
«Кем ты хочешь стать?»
Из 17 опрошенных:
Врач – 2 человека
Врач- стоматолог – 1 человек
Врач – педиатр – 1 человек
Медицинской сестрой – 1 человек
Полицейский – 4 человека
Строитель - 1 человек
Парикмахер – 1 человек
Художник – 1 человек
Частный детектив – 1 человек
Юрист – 1 человек
Учитель математики – 1 человек
Не определились – 2 человека
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_9.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_10.jpg)
Самыми востребованными профессиями в Обливском районе являются:
- Юрист
- Продавец
- Рабочие
сельского
хозяйства
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_11.jpg)
5 ЭТАП Поиск информации и картинок о редких профессиях в сети Интернет.
Много профессий существует на Земле, и каждая из них по-своему важна и необходима. У всех на слуху профессия врача, учителя, экономиста, программиста, юриста. Но существует множество других профессий, о которых известно далеко не каждому, и специалистов таких существует ограниченное количество. Представлю вашему вниманию несколько редких профессий.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_12.jpg)
Нюхач – редкая профессия в сфере парфюмерии. Его главной задачей является оценка запаха и составление парфюмерных композиций. Такой специалист должен иметь отличную память на ароматы, хорошо в них разбираться.
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_13.jpg)
Пастижер
– еще одна редкая профессия, представитель которой специализируется на изготовлении париков, бакенбардов, усов, бород, кос, ресниц на заказ.
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_14.jpg)
Титестер
– дегустатор чая. Специалист этой редкой профессии определяет сорт, качество чая, место, где он был выращен, составляет чайные купажи. Большинство титестеров проходит обучение и стажировку на индийских чайных плантациях.
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_15.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_16.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_17.jpg)
УЧИТЕЛЬ
/Владимир Бредихин/ Мы играть решили в школу, Превратили группу в класс. Колокольчиком помашем – Математика у нас. Я учительницей буду, Объяснять пойду к доске. По столу стучу указкой, Призывая к тишине. Поднимите к верху ручки, Будем пальчики считать: Два, шестнадцать, десять, восемь… Молодцы! Всем ставлю «пять».
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5485e99b48932/img_user_file_5485e99b48932_0_18.jpg)
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Кемлянский детский сад комбинированного вида»
Название проекта
«Все профессии нужны, все профессии важны»
(знакомимся с профессиями)
ФИО, должность
Зотова Наталья Александровна, воспитатель
Цель проекта:
Формирование первичных навыков социализации у детей через знакомство с трудом взрослых. Расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
Задачи:
развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
формирование представлений о важности трудовой деятельности в жизни людей;
развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;
развивать коммуникативные навыки, связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности;
воспитывать патриотические чувства, любовь к своей «Большой» и «Малой» Родине;
расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа;
формировать интерес к культуре, предметам быта, мордовской национальной кухне, национальной одежде, мордовским языкам;
вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
Сроки реализации:
Долгосрочный (сентябрь - май).
Условия и особенности реализации проекта (описать, что конкретно делаете):
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.
Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
1.Проведение анкетирования детей с целью выяснения знаний о профессиях.
2.Подбор информации, иллюстраций, художественной литературы.
3.Подбор дидактических игр.
4.Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
5.Подбор информационного материала для родительского уголка.
6.Разработка конспектов НОД, развлечений.
2 этап – практический (основной):
Детям помогает знакомиться с профессиями мордовский персонаж Куйгорож.
Тема недели: «Мой дом – моя семья»
Профессия Строитель
Просмотр презентаций «Профессии».
Беседы на темы: «Что такое профессии», «Профессия строитель».
Д. и.: « Угадай, кто это? », « Что сначала, что потом », « Назови профессию », « Кому что надо », « Кто, что делает? ».
Чтение художественной литературы: «Строители» Б. Заходер, «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари,
С. – р. и.: «Строители».
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 5-7)
Консультация для родителей: по теме «Профессии».
Тема недели: «День дошкольного работника»
Профессия Повар
Экскурсия на «кухню детского сада».
Беседа: «Профессия Повар», рассматривание иллюстраций
Д. и.: « Сварим борщ и компот », « Угадай на вкус ».
Чтение художественной литературы: С. Беляева «Спасибо поварам», О. Емельянов «Повар»
Лепка: «Чайный сервиз для игрушек».
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 10-12)
Консультация для родителей: «Правильное питание для детей» .
Тема недели: «Осень (в мире людей)»
Профессия Фермер
Беседа «Профессия Фермер», «Обитатели скотского (хозяйственного) двора». рассматривание иллюстраций.
Д. и.: « Что делают этим предметом », « Кто больше расскажет о профессии », «Чем одарит нас …? (корова, свинья, коза, куры и т. д)», «Где мы были не скажем, что делали покажем», «Расскажи сам», «Составь картинку».
С. – р. и.: «В остях у Атяй и Бабай», «Ферма».
Конструирование: «Постройки для животных».
5. Разучивание стихов, поговорок, пословиц о профессиях и о труде.
6. Рисование: «Кем я стану, когда вырасту».
7. Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 15-17)
Тема недели: «Неделя доброты»
Профессия Ветеринар
Беседа по безопасности: «Правила поведения с домашними животными».
Показ презентации по теме: Специальность «Ветеринарный врач».
Д. и.: «У кого кто?», «Знаешь ли ты?», «Кто чем питается?», «Кто где живет?»
С. – р. и. «Ветеринарная лечебница»? «Зоопарк».
Чтение художественной литературы: «Айболит» К. И. Чуковский.
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 20-22).
Консультация для родителей: «Научите детей обращаться с животными».
Тема недели: «Транспорт»
Профессия Водитель
Беседа на тему «Профессии моих родителей», «Профессия Водитель», «Зачем нужны дорожные знаки».
Д. и.: «Исправь ошибку», «Водители и пешеходы», «Не ошибись», «Кто на какой машине работает», «Угадай вид транспорта».
Рисование: «Папа на работе».
Конструирование из строительного материала: «Транспорт » .
Ситуативный разговор: «Что произойдет на дороге, если исчезнут знаки».
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 25-27).
Консультация для родителей: «Улица полна неожиданностей».
Тема недели: «Мамин праздник»
Профессия Парикмахер
Беседа на тему «Профессия Парикмахер».
Просмотр презентации: «Профессия - парикмахер».
Д. и. «Предметы помощники парикмахера, «Что лишнее», «Найди предмет по описанию».
С.-р. и.: «Парикмахерская»
Отгадывание загадок, об орудиях труда парикмахера.
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 30-31).
Фотовыставка: «Красивая причёска моей мамы».
Тема недели: «В мире профессий»
Профессия Программист
Беседа на тему: «Профессия Программист».
Просмотр презентации: «Профессия - Программист».
Д. и.: «Продолжи ряд», «Найди цифру», «Подбери заплатку», Четвертый лишний», «Что нужно программисту для работы».
Работа с раскрасками: «Профессии людей».
Чтение художественной литературы: «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 34-36).
Консультация для родителей: «Вред и польза компьютера».
Тема недели: «Азбука безопасности»
Профессия Пожарный
Беседы на темы: «Профессия Пожарный», «Огонь наш друг или враг», «Кто и что помогает пожарным».
Просмотр презентации: «История пожарной службы».
Ситуативный разговор «Безопасное поведение дома».
Д. и.: «Вызови пожарных», «Помоги пожарнику собраться», «Когда бывает пожар», «Найди о чем расскажу», «Это я, это я, это все мои друзья»
Чтение художественной литературы: «Рассказ о неизвестном герое » С. Я. Маршак.
Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 40-42).
Консультация для родителей: «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре».
3 этап – Обобщающе - результативный (подведение итогов):
Итоговое занятие по теме проекта «Все профессии нужны, все профессии важны» (знакомимся с профессиями). Работа в рабочей тетради «Знакомимся с профессиями». Автор сост. Антонова М.В. (стр. 43-48).
Ожидаемый результат:
Для детей:
сформированность знаний о некоторых профессиях, их назначении в жизни людей, общества, окружающего мира, особенностях;
расширение представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа формировать; интерес к культуре, предметам быта, национальной одежде, мордовским языкам;
пополнение лексики воспитанников;
расширение знаний о своей семье.
развитие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, целеустремленность ;
формировать у детей умение организовывать и играть в сюжетно – ролевые игры с различными сценариями.
Для родителей:
успешное взаимодействие со своими детьми;
повышение психолого-педагогических компетенций.
Для педагога:
создание предметно-развивающей среды по теме проекта;
совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
МДОУ детский сад "Рябинка"
Проект в старшей группе
на тему:
"Все профессии нужны,
все профессии важны..."
Воспитатель: Леонова И.А.
Тема: "Все профессии важны, все профессии важны..."
Тип проекта: творческий, информационный, краткосрочный;
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
Возраст детей: 5-6 лет
Проблема: Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях, поэтому решили познакомить детей со всеми профессиями поближе. Также многие дети не знают профессий своих родителей, не могут назвать, это говорит о том, что родители не разговаривают со своими детьми о своей работе, не рассказывают, почему они выбрали именно эту деятельность.
Актуальность проекта:
Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.
Что мы знаем? | Доктор лечит людей (Арима) У каждого человека своя профессия (Денис) Парикмахер делает прически (Алина) |
Что хотим узнать? | Как пожарники спасают людей из горящего дома? (Денис) Как работают полицейские? (денис) Кто такой кинолог, и что он делает? (Денис) Археолог чем занимается? (Арима) Кто такой дантист? (Арима) Как строят такие высокие дома? (Диана) Что делает педагог? (Арина) |
С помощью чего узнаем? | Нам расскажет воспитатель Спросим у родителей Посмотрим презентации на эту тему |
Цель проекта: расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость, воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.
Задачи проекта:
- Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях
- Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.
- Формировать уважения к труду взрослых разных профессий.
- Определить значимость профессий.
- Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.
- Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.
Предполагаемый результат:
- Полные знания детьми информации о профессиях
- Понимание значения слово «профессия».
- Рассказы детей об этих профессиях.
- Умение высказывать свое отношение к той или иной профессии
- Знание профессий свой родителей
- Какими качествами должны обладать люди данных профессий
- Какую носят одежду люди этих профессий?
- Какие технологии и орудия труда используют люди данных профессий?
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1.Постановка цели и задач проекта;
2.Отобрать иллюстрации, видеопрезентации о профессиях.
3.Найти литературу, рассказывающую о профессиях
4.Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковую гимнастику.
5.Подготовить экскурсии в детском саду.
Основной этап:
Речевое развитие: Тема «Профессии» (составление рассказа по картинкам).
Проведение НОД
Обыгрывание дидактических и подвижных игр по теме
Решение игровых ситуаций
Речевое развитие: беседы, работа по картинкам, работа со словарем, с пословицами и поговорками о труде.
Чтение художественной литературы о профессиях, выделение главного смысла произведения, умение задавать вопросы по тексту.
Продуктивная деятельность: рисование, конструирование, лепка, аппликация.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Изготовление учебно – дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал, папки).
Пополнение и обновление игровых зон.
Экскурсия по детскому саду.
Работа по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
Д.И. «Подумай как назвать того, кто…» Проблемная ситуация «Какая профессия не нужна?» | Просмотр познавательного видео фильма: «Зайка знай-ка о профессиях» | Беседа: "Что такое профессия?" | НОД Рисование «Кем я хочу быть?» | Утренняя гимнастика «Разные профессии» П.Г. «Повар» |
Д.И. «Назови профессии» С.Р.И. «Пожарники» | Познавательная беседа с проблемной ситуацией «Если не было бы…» | Работа со стихотворением | НОД Аппликация «Будущие пожарники и балерины» | |
Д.И. «скажи наоборот» С.Р.И. «Мы в цирке» | НОД лепка «Игрушечный клоун» | П.Г. «цирк» |
||
Д.И. «подскажи словечко» | НОД Мир живой и неживой «Профессия кинолог» | Загадки о профессиях | НОД Аппликация «Будущие пожарные и балерины» | |
Д.И. «кто больше назовет действий» | НОД ФЭМП «Повторение» | Стихи о профессиях (разбор) | НОД Аппликация «Платье для куклы» | Ф.М. «Пилоты» |
Д.И. «Кому что нужно?» С.Р.И. "Мы играем в детский сад" | НОД ФЭМП «Свойства предметов и символы» | НОД Чтение художественной литературы «Приключение желтого чемоданчика»» | НОД Пластилинография «У каждой профессии свой транспорт» | П.Г. «Профессии» |
ДИ «Произнеси правильно» С.Р.И."Мы пожарные" | НОД Мир живой и неживой «Профессия -доктор» | Работа по развитию речи с пословицами | Прослушивание военных песен | Спортивное соревнование между мальчиками и девочками |
Д.И. «кто что может делать?» | Беседа на тему: «Профессия дизайнер- модельер» | Х.И. «Бармалей» | ||
Интервью «Кем я буду?» | Дополнительная работа «я профессия » | НОД Чтение художественной литературы «Самая интересная профессия» | НОД Рисование «Моя будущая профессия- лечить людей!» | |
Д.И. «Цепочка профессий» | Экскурсия по детскому саду | Викторина: «Есть много профессий хороших и нужных» |
Взаимодействие с родителями
- Анкета для родителей "Я и моя профессия"
- Пополнение игровых зон (кукольный домик, учебная зона)
- Мастер - класс по профессиям с родителями (учитель физкультуры), (парикмахер)
- Консультации для родителей
Заключительный этап
- Выставка творческих работ детей
- Викторины по теме
- Пополнение игровой зоны
- Пополнение настольных игр
- Пополнение дидактических игр по теме
Таким образом, мы педагоги удовлетворены результатами проекта. В ходе проекта дети проявляли интерес к проекту, задавали много интересных вопросов. Родители с детьми начали говорить о своей деятельности, а дети рассказывать об этом в детском саду. Также мы с детьми сделали большую творческую работу. Детям очнь понравилось, рисование на тему "Моя профессия- лечить людей".Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
У дошкольников сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Дети познакомились с новыми профессиями, такими как:кинолог, механик, экономист, юрист...У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы.
(Средняя группа)
Сроки реализации: долгосрочный (6 месяцев) .
Тип проекта: познавательный, информационный, творческий, групповой.
Участники проектной деятельности: воспитатели, дети и родители средней группы, приглашённые гости разных профессий.
Актуальность проекта:
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Цель проекта:
- расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
- Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
Задачи проекта:
- Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда.
- Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.
- Пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.
- Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду.
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
- развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
Ожидаемый результат:
- вызвать интерес к окружающему миру;
- расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей) ;
- помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг;
- поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
Деятельность педагогов:
- Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с профессиями.
- Наблюдение за ближайшими профессиями внутри ДОУ.
- Изготовление ледбука по некоторым из представленных профессий
(композитор, повар, продавец, стоматолог, медсестра, водитель, постовой, пожарный, художник, парикмахер, строитель, плотник, почтальон, моряк, помощник воспитателя, военный) .
Деятельность детей:
Участие в беседах, познавательных досугах, НОД, конкурсах, сюжетно-ролевых играх, в чтении художественной литературы, заучивании стихов, конструировании, различных видах трудовой деятельности.
Деятельность родителей:
Беседы с детьми, рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в проведении познавательных досугов.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:
Информация из книг, нормативных документов, журналов и Интернета.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
Наборы конструктора, целевые прогулки, мероприятия совместно с работниками нескольких профессий, дидактические игры, картотека музыкальных произведений по тематике проекта, мультимедийное оборудование, подборка дидактического материала на тему «Профессии» , картотека с мультфильмами о труде.
Результаты работы:
- У детей сформировалось понимание значения слова «профессия» .
- Создана новая система трудового воспитания в ДОУ.
- У детей появилась возможность найти друзей по интересам.
- Прослеживается положительная динамика развития трудовых навыков и умений у дошкольников.
- В результате реализации проекта у педагогов сформированы: положительная мотивация и навыки овладения методикой игрового взаимодействия с детьми.
- Разработаны методические рекомендации по ознакомлению детей с профессиями.
- Созданы конспекты тематических занятий.
- Подготовлены фотографии для сайта ДОУ.
- .Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный (накопление знаний) .
- Определение цели и задач проекта;
- Разработка плана реализации проекта;
- Подбор методической литературы для реализации проекта;
- Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.
- Разработка конспектов мероприятий непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями.
- Прогнозирование результата.
II этап – основной (совместная работа с детьми, родителями, социальными партнерами) .
Работа над проектом подразумевает сотрудничество с родителями, детьми, социальными партнерами. Важно определить роль родителей в проекте, т.к. в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении знакомства с профессиями: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка – дошкольника, ограниченны возможности наблюдения за их трудом.
- Оформление информационного стенда для родителей по теме проекта.
- Консультации по теме проекта: «Из чего складывается трудолюбие?» , «Трудовое воспитание в семье» , «Ознакомление детей с трудом взрослых» , «Влияние труда взрослых на развитие детей» .
- Разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
- Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых.
- Встречи с интересными людьми разных профессий (повар, стоматолог, пожарный) .
- Экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессий. Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.
- Непосредственно образовательная деятельность по знакомству с различными профессиями. Для реализации задач нужно использовать технологии активизации мыслительной деятельности: проектно – исследовательский метод, проблемные ситуации, активные методы (моделирование) .
Приоритетом является включение здоровьесберегающих технологий (артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультурные минутки и другие) .
Занятия сопровождаются беседами, рассматриванием иллюстраций, предметов труда, чтением художественного слова, дидактическими играми - всё это позволяет детям наиболее полно понять процесс труда, суть профессии. Использование различных приёмов работы способствует развитию у детей навыков описательной и объяснительной речи, обогащению и активизации словаря.
Дидактические игры направлены на расширение, уточнение и закрепление приобретенных знаний.
Организация разного вида труда: труд в природе, дежурство, хозяйственно- бытовой. Дети видят результат своего труда, его значимость для других.
В самостоятельной деятельности, дети организовывают сюжетно-ролевые игры: «Морское путешествие» , «Больница» , «Семья» , «Магазин» , «Пожарные» , «Почта» , «Транспорт» , «Парикмахерская» , «Постовой» и др. В ходе этих игр закрепляются знания, полученные в ходе НОД. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
III этап – заключительный (результат) .
На заключительном этапе проводится анализ деятельности, обобщение результатов работы (досуг-развлечение «Все профессии нужны, все профессии важны» ) .
Таким образом, в ходе реализации проекта ярко проявляется такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получают немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным образовательным стандартам в процессе подготовки к обучению.
Список использованной литературы:
- Программа «от рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы)
- «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в средней группе» (Г. Я. Затулина)
- «Развитие игровой деятельности в средней группе» (Н. Ф. Губанова)
- «Перспективное планирование во 2-ой младшей и средней группе» (Н. С. Голицина)
- «Конспекты занятий для детей 4-5 лет» (О. Е. Громова)
- Открытые мероприятия для детей средней группы д/с. (ФГОС)
- «Лепка» , «Рисование» , «Аппликация» (Д. Н. Колдина)
- «Ознакомление с предметами и социальным окружением» (О. В. Дыбина)
- «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» (Т. В. Потапова) - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- «Профессии, какие они?» (Т. А. Шорыгина) , Издательство ГНОМ и Д, 2011.