История

Совместная проектная деятельность учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями. Использование технологии совместной проектной деятельности в работе учителя-логопеда доу Проектная деятельность в системе логопедической работы

Метод проектирования в работе

учителя – логопеда ДОУ

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

Целью коррекционной работы учителя-логопеда является полноценная подготовка детей к школе и их социализация.

С учётом результатов обследования детей, изучения социального портрета семей воспитанников группе, используем разнообразные формы работы с детьми, их родителями, социумом.

Актуальной, интересной и результативной, на наш взгляд, является работа по проектам .

Именно в процессе реализации проектов возможно активное включение ребёнка в различные виды деятельности (как известно, ребёнок лучше всего развивается в деятельности).

  1. Речевая деятельность позволяет расширять, активизировать словарь детей, совершенствовать лексико-грамматические представления, развивать связную, выразительную речь.
  2. Изобразительная деятельность способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, координации действий руки и глаза.

Активное включение в музыкальную деятельность развивает у ребёнка чувство ритма, способствует развитию фонематического слуха, формированию слоговой структуры речи.

В своей деятельности мы разработали и реализовали несколько проектов: «Кто на свете всех милее?», «Мир без войны», «Мой город», «Дома такие разные», «Богатство нашей планеты», руководствуясь идеей усиления патриотического воспитания детей.

Устраняя речевые нарушения, имеющиеся у детей, развивая все компоненты языковой системы, мы одновременно ставили перед собой следующие задачи:

  1. Воспитывать основы социально-нравственной сферы чувств, представлений, отношений;
  2. Пробуждать в детях, любовь к родителям, к родной земле, уважение к соседу, черты национального характера;

Используя метод проектирования, мы пришли к выводу, что реализация проектов:

  1. позволяет развивать общие способности детей: познавательные, коммуникативные, регуляторные.
  2. позволяет решать коррекционные логопедические задачи особенно успешно, так как материал нравственно-патриотического содержания вызывает у детей особый интерес и активность.
  3. дети приобретают необходимые социальные навыки: формируется адекватная самооценка, уважительное отношение к родителям, близким, дети становятся внимательнее друг к другу, приходит понимание ценности семьи, возникает чувство гордости за свою страну и желание действовать во благо.
  4. развиваются детско-родительские отношения.

Предлагаем вашему вниманию несколько разработанных нами проектов:

  1. Проект «Кто на свете всех милее»

Координация специалистов МДОУ «Детский сад 145».Подготовительная группа для детей с ОНР.

Цель: формирование нравственных ценностей у дошкольников - «Любовь и доброта-основа крепкой семьи»

Задачи :

  1. Продолжать прививать чувство любви, уважения к матери
  2. Учить ценить труд матери, приучать помогать маме
  3. Знакомить с художественными произведениями о матери
  4. Расширять представления о профессиях, о труде матери
  5. Способствовать развитию у детей познавательной активности, психических процессов
  6. Активизировать и обогащать словарь детей, развивать грамотную связную речь
  7. Повышать педагогическую грамотность родителей, формировать потребность участвовать в жизни МДОУ

Подготовительный этап:

  1. Подготовка материалов для деятельности детей
  2. Подбор детской и педагогической литературы, картин, дидактических игр и др.
  1. Работа с родителями
  2. Работа с сотрудниками МДОУ № 145
  3. Проведение комплексной НОД
  4. Беседы родителей с детьми о своих профессиях «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Реализация проекта:

Исполнитель

Музыкальный руководитель

  1. Разучивание с детьми песни Т. Прописновой «Нужные слова»
  2. Подготовка концерта в МДОУ

Инструктор по физической культуре

Мастер-класс для родителей «Дворовые игры для детей»

Психолог

Прослушивание песенки «Мамонтёнок» В. Шаинский – Д. Непомнящий, беседа о маме

Воспитатели

Е. Благинина: «Вот какая мама», «Посидим в тишине»; Ж. Дашдондог «Мама»

Родители

  1. Конкурс на лучшую колыбельную
  2. Рассказ мам о профессиях
  3. Приготовление угощения к чаю
  4. Оформление стенгазеты «Я и моя мама» - совместно с воспитателями

МБОУ лицей № 21

  1. Пригласить желающих на благотворительный концерт «Мама, мамочка, мамуля»
  2. Подготовка концерта

Логопед

  1. Аппликация «Портрет мамы» (в технике обрыва)
  2. Инсценировка «Про котёнка» Вл. Степанова
  3. Оформить пригласительные открытки на подъезды в домах, возле лицея № 21 (8 микрорайон)
  4. Разучивание стихотворения «Кто так, как мама может» с Артемом Бариновым
  5. Выступление на концерте в детском саду со стихотворением «Дождь стучит в окно»
  6. Мастер класс для родителей МДОУ № 145 «Учись, играя» (как подготовить ребёнка к школе с помощью игр)

Итог:

  1. Концерт, посвящённый дню матери в МДОУ детский сад № 145
  2. Конкурс на лучшую колыбельную «Песня мамина слышна»
  3. Альбом «Профессии наших мам»
  1. Проект «День победы»

Координация специалистов МДОУ «Детский сад №145».Подготовительная группа для детей с ОНР.

Цель: Формирование нравственных ценностей у дошкольников

Задачи:

  1. Воспитывать чувство патриотизма. Учить ценить подвиг дедов, защищавших Родину от врагов.
  2. Знакомить с художественными произведениями, расширять представления детей об истории Отечества, о ВОВ.
  3. Способствовать развитию познавательной активности, психических процессов
  4. Обогащать и активизировать словарь детей
  5. Продолжать развивать лексико-грамматический строй речи и совершенствовать связную речь

Подготовительный этап:

  1. Подготовка материала для деятельности детей
  2. Подбор детской и педагогической литературы, картин, слайдов
  3. Разработка конспектов НОД познавательного цикла
  1. Работа с сотрудниками
  2. Работа с родителями
  3. Работа с сотрудниками лицея № 21
  4. Проведение комплексной НОД

Реализация проекта:

Исполнитель

Музыкальный руководитель

Разучивание с детьми песни «Победа» сл. С. Михалкова, муз. Р. Габичвадзе

Подготовка праздника «День победы»

Инструктор по ФИЗО

Упражнения с перестроениями «Пограничники»

Психолог

Комплексная НОД с использованием элементов психогимнастики, с прослушиванием музыки: «День победы» сл. Харитонова, муз. Тухманова и рисованием на тему: «Какого цвета мир»

Воспитатели

  1. Чтение художественной литературы:

Е. Благинина: Подарок, Письмецо, Папе на фронт, Шинель;

В. Ходулин: «Истребитель», «Подводники», «Через реки», «Когда День Победы»

  1. Рисование – «Салют» (в технике тычка)
  2. Беседы: «Что ты знаешь о войне», «Что такое хорошо, а что такое плохо»
  3. Конструирование – «Военная техника»

Логопед

  1. Пересказ рассказа «Собака – санитар»
  2. Заучивание рассказа «Защитники» О. Капункиной наизусть
  3. Заучивание с Никитой Соколовым стихотворения В. Ходулина «Когда день победы»
  4. Подготовка приглашений ветеранам и пожилым людям 8 микрорайона на благотворительный концерт «Мир без войны»
  5. Заучивание стихов к празднику «День победы»
  6. Открытая НОД для сотрудников и детей МДОУ «Что такое война»

Родители

Оформление газеты «Не надо войны»

Социум: Лицей № 21

Подготовка благотворительного концерта «Мир без войны»

Школа № 23

Посещение музея боевой славы

Итог:

  1. Праздник «День победы»
  2. Благотворительный концерт в лицее № 21
  3. Выставка детской газеты «Какого цвета мир»


Опыт работы Будылевой Ирины Анатольевны учителя- логопеда высшей категории МДОУ д/с 21 «Красная Шапочка» комбинированного вида Образование- высшее (СГПУ) Стаж педагогической работы- 28 лет. Категория- высшая. Награды- нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации»


Почему мы используем проекты? Проекты: помогают нам активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; помогают детям осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию у детей творческих способностей; способствуют умению наблюдать, слушать; позволяют развивать навыки обобщения и анализа; помогают увидеть ребенку проблему с разных сторон, комплексно; развивают ВПФ (воображение, внимание, мышление, память, речь);


В работе над проектом логопед должен: иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой; донести ее до детей; ознакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте; заинтересовать каждого ребенка; использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей; использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка; использовать индивидуальный подход; оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах; информировать о его реализации.


Примерный план работы логопедов по подготовке проекта На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. Разработка плана достижения цели (логопед обсуждает план с воспитателями, родителями). Привлечение других специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Домашние задания для совместной работы родителей и детей. Презентация проекта, открытое занятие.


Мы используем такие виды проектов: комплексные: «Мир театра», «Люблю тебя, моя Россия», «Книжкина неделя», «Неболейка»; межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы»; групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Весёлая астрономия», «Береги здоровье смолоду »; индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Сказочная птица», «Я познаю себя»; исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье ». По продолжительности они у нас были: краткосрочными (одно или несколько занятий); средней продолжительности; долгосрочные (например, «Какие мы?» - на несколько месяцев).


Проект «Зверьё моё». Словарь и словообразование 1.Пополнение и активизация словаря по темам «Домашние птицы и животные», «Дикие животные» 2. Образование названий детенышей с использованием суффиксов –енок- ёнок ат- ят-. 3. Образование притяжательных (лисий, волчья) прилагательных. 4.Образование глаголов префиксальным способом (прибежал, убежал) Грамматический строй речи. 1.Закрепление в речи предлогов –у-в- 2.Согласование числительных с существительными. 3. Согласование слов в предложении в роде, падеже. Развитие связной речи 1.Загадки о животных, птицах их толкование. 2.Пересказ коротких рассказов. 3.Составление описательных рассказов. 4.Заучивание стихотворений. 5.Драматизация сказок. Развитие слоговой структуры слова. 1.Проговаривание сложных слов со стечением согласных (проворный, берлога). 2.Проговаривание чистоговорок, скороговорок («Белый снег, белый мел…. » и др.) 3. Выполнение логоритмических упражнений («Заяц Егорка») и пальчиковой гимнастики («Белка»). Развитие ВПФ. 1.Развитие слухового и зрительного внимания («Кто убежал?», «Помоги малышам»). 2.Развитие ориентировки в пространстве (составление разрезных картинок). 3.Развитие логического мышления («Угадай, кто я», «Четвертый лишний»). Работа учителя-логопеда с детьми.


Взаимосвязь с родителями. 1. Выполнение домашней работы по заданию логопеда. 2.Проведение родительского собрания «Учите детей играя». 3.Привлечение родителей к изготовлению поделок, атрибутов, пособий, игр по теме данного проекта. 4.Оформление стендов с родителями «Изучаем птиц и животных». 5.Издание групповой газеты с использованием фотографий домашних питомцев. Взаимосвязь с педагогами. 1.Проведение интегрированных занятий. («Мои друзья» (логопед, воспитатель, музыкальный руководитель); «Три котенка» (логопед, дефектолог, воспитатель) 2.Проведение семинара практикума для воспитателей и специалистов «Использование игр по развитию грамматического строя речи на различных занятиях». 3.Проведение театрализованных представлений: драматизация сказки «Колобок»; кукольный театр «Теремок»; пальчиковый театр «Заюшкина избушка». Работа учителя-логопеда.
В нашем детском саду логопеды используют проектную деятельность с 2006 года. Педагоги очень творчески подошли к разработке проектов, из-за отсутствия опыта в составлении были свои трудности. В учебном году было разработано и проведено лишь 3 проекта, в последующие учебные годы количество и качество проектов значительно повысилось. Рост и развитие проектной деятельности с учебный год.

Основная цель проектного метода - развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов можно успешно применять и в логопедической работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, всё более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большего объёма информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование.

Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является совместная со взрослыми деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот главный тезис современного понимания метода проектов. Он также является одним из методов развивающего обучения.

Классификация проектов (слайд)

В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире.

Кроме того развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные.

В ходе проектной деятельности воспитанники приобретают необходимые социальные навыки.

Стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у кого проблемы в развитии речи?

Дети нашей категории возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче принять новую информацию, освоить новый навык.

В чём особенность логопедических проектов? В первую очередь, конечно, проект должен носить коррекционную направленность, то есть, участвуя в нём, дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения. Также проект должен быть направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности.

Представляю проект «Логопедические тропинки» . Проект направлен на создание условий для речевого развития дошкольников.

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребёнком, имеющим нарушения речи:

  • Формирование артикуляционной моторики;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие правильного речевого дыхания;
  • Усвоение правильного звукопроизношения;
  • Развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • Развитие связной речи.
  • И т.д.

В рамках этого проекта был организован и проведён

подпроект «Послушный ветерок»

Задачи:

  • Формирование у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение технике диафрагмально-релаксационного дыхания;
  • Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания; эффективности использования речевого дыхания;
  • Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
  • Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Работа с детьми.

Решение этих задач осуществлялось в различных режимных моментах, на логопедических занятиях.

Упражнения на дыхание включли в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, в физкультминутку. Упражнения лучше проводили в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.

Речевое дыхание (диафрагмальное) - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

С детьми поводились игры на развитие физиологического дыхания:

«Цветочный магазин»

(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята). Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

«Соревнование лыжников»

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу).

«Чей пароход лучше? »

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход? » Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

С детьми поводились игры на развитие речевого дыхания:

«Дровосек»

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

«Вьюга»

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

«Эхо»

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается: а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ».

«Пузырь»

Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся. » По сигналу педагога: «Пузырь лопнул! » Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.) .

«Ворона»

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!

«Свеча».

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Также проводились игровые упражнения для развития плавного ротового выдоха с использованием специальных пособий.

Придумывали и изготавливали пособия для дыхательной гимнастики.

Работа с семьёй

Проведены консультации для родителей, изготовлены памятки для родителей совместное с детьми придумывание и изготовление пособий.

Практический результат проекта

  • Оформление выставки «Послушный ветерок»
  • Практическое применение продуктов проекта.

Елена Татаркина
Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации

Наши современные дети живут в мире компьютеров и интернета, сотовых телефонов. Дети учатся получать знания, выделяя их из информационного потока, учатся общению путём проб и ошибок. Умение ребёнка поддерживать интерес к познанию окружающего мира, желание узнавать и открывать для себя новое становится фундаментом в становлении личности ребёнка и залогом успешного обучения в школе.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование . Суть проектирования в образовании состоит в такой организации образовательного процесса , при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности , эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Я для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе , наряду с исправлением речи, широко использую исследовательскую работу . Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности , правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребенок с нарушением речи перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности , цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект , при этом не переусердствовать с опекой.

В начале учебного года я планирую, какие проекты (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) я смогу реализовать, какие темы могут заинтересовать детей и какие коррекционные задачи я смогу решить.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, я ненавязчиво направляю, координирую работу детей :

Помогаю выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

Подсказываю, какие материалы можно использовать ;

Планирую обучение, игры и другие виды деятельности , которые можно включить в проект ;

Определяю, кого из взрослых (родителей, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) можно привлечь к осуществлению проекта ;

Координирую весь процесс творческой деятельности ;

Помогаю детям в поиске источников информации;

Поддерживаю и поощряю активность детей в работе над проектом .

Работая в этом направлении , мною совместно с детьми с общим недоразвитием речи при участии родителей и педагогов ДОУ созданы проекты : «Что такое осень?» , «Весна-красна!» , «Как растет наш огород!» , «Мы - писатели» .

Выполняя работу над проектами «Что такое осень?» , «Весна-красна!» дети собирали информацию о времени года, подкрепляя ее зарисовками и надписями, разучивали стихи, подбирали определенные приметы, пословицы, отмечали особенности поведения животных, птиц, насекомых. Итогом работы стал альбом ребенка с его надписями, рисунками, картинками и выступление перед сверстниками. Рассказ, основанный на смоделированной ребенком схеме и порядке рассказывания, становится опытом общения «для дела» с другими людьми, с окружающим ребенка социумом. По нашим наблюдениям, самостоятельно смоделированные рассказы детей очень разные, даже если дети собирали информацию об одном и том же явлении природы.

Итогом проекта «Как растет наш огород!» стали самостоятельно выращенные лук, укроп, рассада помидоров и огурцов. У детей возник вопрос «Откуда берется зелень среди зимы?» . Я направила детей на исследовательскую работу , и мы решили вырастить огород на подоконнике в группе. Все необходимое для огорода – землю, торф, дренаж, горшки для рассады нам помогли приобрести родители. Дети сами выкладывали дренаж, торф, землю высаживали семена, поливали, рыхлили землю. Данный проект помог детям обрести навыки исследовательской деятельности , вовлек дошкольников в творческую деятельность , а мне – реализовать многие цели и задачи по работе над правильной речью детей.

У дошкольников в процессе работы над проектами значительно расширился словарный запас, сформировался грамматический строй речи, и повысился уровень связной речи. Дошкольники называли слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, закрепили названия растений, растущих в огороде, расширили словарь глаголами (наливать, переливать, поливать, доливать, рыхлить, сажать и т. д., научились планировать свою деятельность , решать проблемные задачи, делать выводы. Например, где поставить горшки с землей, почему, как часто надо поливать, из каких материалов смастерить макет огорода и т. д. Дети учились отстаивать свое мнение, выслушивать сверстника, договариваться, обращаться с интересующими вопросами к взрослым.

Дети защищали свой проект на региональном Фестивале исследовательских работ дошкольников «Я узнаю мир» .

Итогом проекта «Мы - писатели» стали детские сочинения. Детям предоставлялась возможность реализовать свои фантазии и соединить их со своими знаниями и умениями, приобретенными в процессе решения проблемных ситуаций. К юбилейной дате основания нашего города администрация объявила конкурс детских сочинений «Город будущего» , в котором приняли участие наши воспитанники. Двое из них, Даша и Вениамин стали победителями и заняли третье и второе место соответственно.

Взаимодействие с родителями и педагогами

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то , что ребенок (особенно, ребенок с общим недоразвитием речи) еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел) . Поэтому в коррекционно-развивающем процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители служат источниками информации, оказывают реальную помощь и поддержку ребенку и педагогу в процессе работы над проектом , становятся непосредственными участниками образовательного процесса , обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. При реализации проектов «Что такое осень?» , «Весна-красна!» родители подбирали стихи, загадки, картинки, выбирали вместе с детьми тот материал, который им больше нравился, составляли тематический альбом, делали заметки со слов ребенка. Принимали непосредственное участие в создании презентации к защите проекта «Как растет наш огород!» .

Таким образом , можно сделать вывод при реализации проектов родители становятся не просто реальными помощниками, а полноценными участниками проектной деятельности .

Тесное сотрудничество с воспитателем, музыкальным руководителем, специалистом по ИЗО помогает наиболее рационально решить поставленные задачи в процессе реализации проектов .

Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ , реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса .

Я реализовала педагогический проект «Использование устного народного творчества в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи», в котором систематизировала работу по развитию речи с использованием фольклорного материала. Приобщая детей к устному народному творчеству, решаются коррекционные логопедические задачи, так как фольклор дает прекрасные образцы речи , подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Нетрадиционные формы работы над русской народной сказкой делает усвоение материала увлекательным, необычным для ребенка. Детей начинают интересовать непонятные слова, которые они ранее не замечали. Догадываются, что они обозначают, учатся рассуждать, вести беседу. Дети, которые чаще отмалчиваются, принимают чужое мнение, активно включаются в деятельность . Они принимают участие в драматизации сказок, организованных викторинах , придумывании загадок.

Данный проект мне помог повысить личностный потенциал, дал возможность участия в региональной Ярмарке социально-педагогических инноваций в 2010г., 2014г., Международной ярмарке социально-педагогических инноваций в 2009г., во Всероссийской научной конференции «Проблемы и стратегии развития дошкольного образования » в 2013г.

Таким образом , можно сделать выводы :

проектная деятельность решает не только задачи развития речи, формирования коммуникативной компетенции, но учит детей планировать свою деятельность , самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций;

В процессе реализации проектов родители принимают позицию сотрудничества и становятся активными участниками образовательного процесса .

(проектная деятельность из опыта работы)

Одним из главных направлений в работе учителя-логопеда является коррекция речевых нарушений у детей, а также их профилактика. Цель логопедического воздействия – воспитание у детей чистой, четкой выразительной речи, которая является основным средством общения. Поэтому уровень речевого развития ребенка во многом определяет готовность или неготовность к обучению в школе. Результативность этой работы зависит от сотрудничества и взаимодействия логопеда и семьи. Главными персонами в жизни ребенка являются его родители и близкие люди. От них зависит развитие малыша в первые годы жизни и устанавливается так называемый «интимный круг общения» (по А.Н.Леонтьеву), который оказывает наибольшее влияние на становление всех психических процессов в дошкольном детстве. Значимость семейного окружения стала определяющей в нашем проекте. Перед нами стояла цель сделать родителей активными участниками коррекционной работы. В ходе реализации проекта родители должны понять значимость семейного воспитания и включиться в коррекционную работу.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Практико-ориентированный проект: в нем заложен четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников проекта.

Открытый проект – в нем принимали участие дети разных групп, а также семьи воспитанников, так как именно такие проекты дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Коллективный проект - дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

В ходе проекта, решая различные коррекционно-практические задачи при участии родителей, дети приобретают навыки необходимые для правильного произношения звуков в различных видах деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых - порождают у ребенка уверенность в своих силах.

При реализации проекта было необходимо помочь понять родителям, какие виды речевых нарушений существуют, как они влияют на развитие ребенка; разъяснить и показать им, в чем состоит работа логопеда в дошкольном учреждении; повысить компетенцию родителей в области дошкольной педагогики и психологии.

На подготовительном этапе проводились следующие виды работ:

Анкетирование, целью которого являлось изучение отношения родителей к недостаткам речевого развития своего ребенка, стиля общения в семье, уровень знаний родителей в педагогике и методов воспитания малыша.

Встреча учителя-логопеда с родителями, на которой родители ознакомились с содержанием коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта, с итогами развернутого логопедического обследования речи детей.

Индивидуальное консультирование, на котором члены семьи узнавали о речевых нарушениях своего ребенка и особенностях коррекционной работы с ним.

Заключение договора между родителями и логопунктом ДОУ, разъяснение родителям прав и обязанностей логопункта и родителей.

Практический этап включал в себя

Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика» Разъяснить родителям дошкольников правила проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

Памятки по работе с детьми в домашних условиях

Дать родителям рекомендации по работе над звукопроизношением, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
«Библиотечка для родителей»
Работа с индивидуальными тетрадями Закрепление ребенком материала изученного в детском саду
Проведение занятий с ребенком в присутствии родителя Показать родителям приемы коррекционно-педагогической работы по формированию правильного звукопроизношения, дать возможность увидеть малыша «со стороны», оценить имеющиеся трудности и успехи ребенка.
Тематические консультации - О нормальном речевом развитии ребенка;
- Игры и игровые приемы
- Упражнения для развития слухового внимания;

Итогово-аналитический этап проводился в мае месяце учебного года, он включал в себя следующие виды работ:

Итоговое обследование речевого развития детей;

Анкетирование родителей с целью выявления результативности коррекционной работы;

Награждение родителей активно участвовавших в коррекции речевых недостатков;

Поощрение воспитанников, чье речевое развитие заметно улучшилось.

Результаты работы:

Родители воспитанников осознанно включаются в коррекционную работу вместе с учителем-логопедом. Они становятся полноправными членами педагогического воздействия, незаменимыми помощниками в процессе автоматизации поставленных звуков. Учитель-логопед и родители начинают тесно сотрудничать и предъявлять единые требования к качеству речи ребенка, что благотворно влияет на речевое развитие дошкольника. Взаимодействие родителей и учителя логопеда значительно повышает эффективность коррекции речевых недостатков.