Бренды

Договора на транспортные перевозки. Форма договора на перевозку грузов автомобильным транспортом

Данная подборка образцов и бланков поможет осуществить любую перевозку груза по России автомобильным транспортом. Нормативные документы регулируют транспортную логистику и позволяют наладить правовые отношения между грузовладельцем, грузоперевозчиком и экспедитором. Помимо документов, вам может быть интересен наш обзор .

На странице представлены образцы и бланки документов для грузовладельцев и грузоперевозчиков. Данные коммерческие документы позволяют регулировать обязанности и ответственность заказчика и исполнителя в области грузовых перевозок по России. База нормативных актов (форм), будет полезна транспортно-логистическим компаниям, а так же частным лицам, работающим в сфере логистики и грузоперевозок. На основе представленных типовых документов, грузоотправители и перевозчики могут осуществлять внутрироссийские или международные грузоперевозки любых видов и назначений, таких как: автоперевозки, ж/д перевозки, авиа перевозки, морские, речные перевозки.

При перевозке грузов по России грузоперевозчики и грузовладельцы обязаны соблюдать и положения РФ и оформлять следующие документы:

1. ДОГОВОР НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗА

  • Примечание: договор на перевозку груза заключается между юридическими лицами (компаниями), где одна сторона это заказчик, а другая исполнитель. Такой же договор заключается между компанией (юр.лицом) и физическими лицом (частником), где частное лицо может быть только заказчиком. Договора на перевозку грузов разделяются на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные договора, как правило заключаются на единоразовую перевозку конкретного товара (груза), краткосрочным договором может выступать и договор заявка. Долгосрочные договора заключаются на один год или более и подразумевают под собой постоянные обязательства исполнителя (грузоперевозчика), принимать и доставлять грузы заказчика в течение всего срока действия договора, а заказчик (грузовладелец) обязан предоставлять на постоянной основе грузы для перевозки (объем) прописанный в договоре.
  • Правила по заключению договоров на перевозку грузов: автотранспортом, ж/д транспортом, авиа транспортом, морским или речным транспортом, регламентирует .

Бланк договора на перевозку груза автомобильным транспортом

  • Шапка.
  • Пункт 1. Предмет договора - кратко указываем предмет договора между заказчиком и исполнителем.
  • Пункт 2. Обязанности исполнителя - указываем обязанности исполнителя. (Это пункт можно убрать и прописать обязанности исполнителя например в пункте 3).
  • Пункт 3. Обязанности сторон - указываем обязанности исполнителя и заказчика.
  • Пункт 4. Порядок оплаты услуг исполнителя - вписываем порядок оплаты, тут можно указать сроки оплаты, каким образом будет оплачивать заказчик, наличный или безналичный расчет и т.д.
  • Пункт 5. Ответственность сторон - указываем ответственность исполнителя и заказчика, штрафы, пени и т.д. (Пункт 5 можно разделить на разные пункты, например, ответственность заказчика и ответственность исполнителя).
  • Пункт 6. Срок действия настоящего договора - указываем врем действия договора и методы его пролонгации.
  • Пункт 7. Разрешение споров - указываем как и где будут решаться споры между заказчиком и исполнителем в случае их возникновения.
  • Пункт 8. Форс мажорные обстоятельства - указываем при каких обстоятельствах с заказчика и исполнителя могут быть сняты обязательства по договору.
  • Пункт 9. Особые условия - в данном пункте можно указать особые условия договора, например, не разглашать третьим лицам какую-либо информацию друг о друге, в скольких экземплярах составлен договор или каким образом он может быть изменен и т.д.
  • Пункт 10.

2. ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

  • Примечание: Договор транспортной экспедиции нужен тогда, когда при перевозке грузов возникает необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций, связанных с перевозкой и получением грузов: в частности, их упаковка, маркировка, погрузка и выгрузка, доставка их на станцию (в порт) отправления или со станции (порта) назначения на склад получателя. У многих может возникнуть вопрос, в чем разница между договором перевозки и договором транспортной экспедиции. В сфере правового регулирования договор перевозки и договор транспортной экспедиции являются двумя независимыми и неподчиненными друг другу договорами.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо предусматривает возможность исполнения перевозчиком обязанностей экспедитора - в этом случае договор становится смешанным и к транспортно-экспедиционным отношениям по такому смешанному договору применяются правила , регулирующей договор транспортной экспедиции (п.2 ст. 801 ГК). Статья 801 ГК РФ понятие «обязанности экспедитора.

Бланк договора транспортной экспедиции

  • Для вашего удобства договор уже заполнен. Вам нужно лишь открыть файл в редакторе word и подставить свою информацию в соответствующие поля, в этом вам поможет инструкция ниже.

Инструкция по заполнению договора

  • Шапка. В шапке договора вписывается название организации (полное наименование фирмы), Ф.И.О. директора и на основании каких документов он заключает договор, например устава, доверенности и т.д.
  • Пункт 1. Предмет договора - кратко указываем предмет договора между экспедитором и клиентом.
  • Пункт 2. Обязанности экспедитора - указываем обязанности экспедитора.
  • Пункт 3. Документы экспедитору - документы необходимые экспедитору для перевозки груза.
  • Пункт 4. Ответственность экспедитора - указывается ответственность экспедитора, штрафы, пени, неустойки и т.д.
  • Пункт 5. Заключительные положения - указываем правила расторжения договора, полные реквизиты юр. лица или физ.лица, подписи и печати обеих сторон.

3. ДОГОВОР ЗАЯВКА НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗА

  • Примечание: договор заявка на перевозку груза может выступать как основным договором между заказчиком и исполнителем, так и приложением к основному договору на грузоперевозку. Договор заявку часто используют при единоразовой перевозке, как упрощенный вариант основного договора. В таком "мини договоре" как правило прописывают основные пункты, которые регулируют обязанности и ответственность сторон.

Бланк договор заявки на перевозку груза автомобильным транспортом

  • Для вашего удобства договор заявка уже заполнена. Вам нужно лишь открыть файл в редакторе word и подставить свою информацию в соответствующие поля, в этом вам поможет инструкция ниже.

Инструкция по заполнению договора заявки

  • Шапка. В шапке договора заявки указывается, что это договор заявка, указывается исходящий номер, дата и место заключения договора заявки.
  • Пункт 1.
  • Пункт 2.
  • Пункт 3.
  • Пункт 4.
  • Пункт 5.
  • Пункт 6. Дополнительные условия - тут можно указать ответственность заказчика, штрафы, пени и другие правовые вопросы.
  • Пункт 7.
  • Пункт 8. Реквизиты сторон - тут указываем полные реквизиты юр. лица или физ.лица. (Обязательно должны быть поставлены подписи и печати обеих сторон, иначе договор не будет иметь юридической силы).

4. ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОМУ ДОГОВОРУ ЗАЯВКА НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗА

  • Примечание: заявка на перевозку груза как приложение к основному договору, может не иметь пунктов регулирующие юридические права заказчика и исполнителя. Как правило, её используют при долгосрочном сотрудничестве между грузовладельцем и грузоперевозчиком, о чем свидетельствует договор заключенный сроком на один год и более. Такая форма заявки является больше информационным документом, где указывается: дата и время подачи транспорта, точка погрузки и разгрузки, данные водителя, машины и только после утверждения подписью либо печатью заказчика имеет юридическую силу и выступает в роли приложения к договору на перевозку грузов. Все основные пункты регулирующие обязанности и ответственность сторон, регламентирует основной договоров с ссылкой на приложение (заявку).

Бланк заявки на перевозку груза приложение к договору

  • Для вашего удобства приложение к договору уже заполнено. Вам нужно лишь открыть файл в редакторе word и подставить свою информацию в соответствующие поля, в этом вам поможет инструкция ниже.

Инструкция по заполнению заявки на перевозку груза

  • Шапка. В шапке заявки указывается, что это приложение к основному договору, указывается исходящий номер договора и заявки, дата и место заключения заявки.
  • Пункт 1. Маршрут - указываем город загрузки и город разгрузки.
  • Пункт 2. Погрузка - указываем грузоотправителя, адрес, дату погрузки и контактное лицо, которое будет присутствовать на погрузке.
  • Пункт 3. Разгрузка - указываем грузополучателя, адрес, дату разгрузки и контактное лицо, которое будет присутствовать на разгрузке.
  • Пункт 4. Параметры груза - указываем наименование груза, вес, габариты, упаковку.
  • Пункт 5. Взаиморасчеты - указываем стоимость перевозки и как будет происходить оплата исполнителю.
  • Пункт 6. Дополнительные условия - указываем, что факсимильная копия имеет юридическую силу. (Вообще этот пункт можно убрать, так как все условия прописаны в основном договоре.
  • Пункт 7. Выделенный подвижной состав - указываем название транспорта, гос. номера, Ф.И.О, паспортные данные, номер прав и телефон водителя.
  • Пункт 8. Реквизиты сторон - тут указываем полные реквизиты юр. лица или физ.лица. (Обязательно должны быть поставлены подписи и печати обеих сторон, иначе заявка не будет иметь юридической силы).

5. ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ ТН

  • Примечание: Новый нормативный акт транспортная накладная действует с марта 2012 г. Является обязательным и основным сопроводительным перевозочным документом для перевозчиков грузов. ТН печатается в трех экземплярах, для: грузовладельца, грузоперевозчика и грузополучателя. Форма (ТН) содержит поля с полными данными перевозчика груза, грузоотправителя, грузополучателя и подтверждает право перевозчика на транспортировку груза. ТН заполняется только тогда, когда доставка груза до получателя осуществляется сторонней транспортной компанией. Основная задача (ТН) регулировать отношения между грузоотправителем, грузоперевозчиком и грузополучателем.

Бланк транспортной накладной ТН

  • Для вашего удобства транспортная накладная ТН уже заполнена. Вам нужно лишь открыть файл в редакторе word и подставить свою информацию в соответствующие поля, в этом вам поможет инструкция ниже.

Инструкция по заполнению транспортной накладной ТН

  • Пункт 1. Грузоотправитель - заполняем название компании грузоотправителя, адрес, телефон.
  • Пункт 2. Грузополучатель - заполняем название компании грузоотправителя, адрес и телефон.
  • Пункт 3. Наименование груза - указываем название груза, кол-во мест, упаковка, размеры груза (вес, объем).
  • Пункт 4. Сопроводительные документы - указываем документы если таковые требуются на груз, например санитарные сертификаты, паспорта и т.д.
  • Пункт 5. Указания грузоотправителя - указываем параметры грузового транспорта, вес, объем или температурный режим и т.д.
  • Пункт 6. Прием груза - указываем адрес, число, время погрузки, номер пломбы, если груз опломбирован.
  • Пункт 7. Сдача груза - указываем адрес, число, время разгрузки, номер пломбы, если груз опломбирован.
  • Пункт 8. Условия перевозки - вписываем номер пломбы.
  • Пункт 9. Информация о принятии заказа - вписываем число, месяц, год, Ф.И.О и роспись того, кто принял заявку.
  • Пункт 10. Перевозчик - заполняем название компании перевозчика, адрес, телефон и Ф.И.О водителя.
  • Пункт 11. Транспортное средство - заполняем марку, номер и другие параметры ТС.
  • Пункт 12. Оговорки и замечания перевозчика - заполняем замечания, например если упаковка или груз поврежден.
  • Пункт 13. Прочие условия - заполняем номера специальных разрешений, если груз является негабаритным или опасным.
  • Пункт 14. Переадресовка - заполняем если пункт разгрузки изменился.
  • Пункт 15. Стоимость услуг - заполняем стоимость услуг перевозчика и указываем форму оплаты, например наличный или безналичный платеж.
  • Пункт 16. Дата составления и подписи сторон - заполняем дату, Ф.И.О, ставим росписи и печати.
  • Пункт 17. Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков - заполняем краткое описание обстоятельств, если такие возникли в процессе перевозки груза.

6. ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ ТТН

  • Примечание: Товарно-транспортная накладная (ТТН) форма 1-Т - этот документ предназначен для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их доставку автотранспортом. Согласно УАТа и Гражданского кодекса является подтверждением заключения договора перевозки. ТТН составляется в 5 оригинальных экземплярах: 1-й экземпляр остается у грузоотправителя, в подтверждении приема груза водителем к перевозке за его подписью, остальные подписанные водителем уезжают вместе с грузом, 4 бланка ТТН отдаются на выгрузке получателю для заверения его печатью и подписью, 2-й экземпляр ТТН остается у грузополучателя, а 3, 4 и 5 отдается водителю и эти бланки ТТН уже распределяются между перевозчиком (один экземпляр), экспедитором (один экземпляр) и последний затем отправляется грузополучателю для подтверждения факта окончания перевозки и передачи материальных ценностей получателю в полном объеме.
  • Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.


Бланк товарно-транспортной накладной ТТН

  • Для вашего удобства товарно-транспортная накладная ТТН уже заполнена. Вам нужно лишь открыть файл в редакторе excel и подставить свою информацию в соответствующие поля, в этом вам поможет инструкция ниже.

Инструкция по заполнению транспортной накладной ТТН

  • Первый раздел. Первый раздел называется "Товарным". В этом разделе описывается товарные взаимоотношения между грузоотправителем, грузополучателем и покупателем товара (зачастую получатель и покупатель являются одним и тем же лицом).
  • Второй раздел. Второй раздел называется "Транспортным" в нем указываются данные на автомобиль, водителя, маршрут грузоперевозки.

7. ДОВЕРЕННОСТЬ НА ПОЛУЧЕНИЕ ТМЦ

  • Примечание: Доверенность на получение груза является особым документом, дающий право на получение груза и сопроводительных документов на него, а также позволяет оформить накладные на груз и получение денег за услуги доставки. Доверенность может заполняться от имени организации, ИП, или от частного лица. Доверенность на получение материальных ценностей имеет 2 типовых формы: М-2 и М-2а, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а. Форма М-2 применяется в случае однократного получения ТМЦ, при регулярном получении ТМЦ используют форму М-2а.
  • Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами согласно в п. 1 ст. 185 ГК РФ).

Бланк доверенности на получение ТМЦ форма М-2

Бланк доверенности на получение ТМЦ форма М-2a

  • Для вашего удобства доверенности уже заполнены. Вам нужно лишь открыть файл в редакторе excel и подставить свою информацию в соответствующие поля, в этом вам поможет инструкция ниже.

Инструкция по заполнению доверенности на получение ТМЦ форма М-2 форма М-2а

  • Форма М-2. Данная форма выписывается исключительно на получение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) у поставщика, с которым впервые был заключен договор или товар приобретается у него очень редко. При этом корешок отрывной части, является подтверждением данного факта имеющийся доверенности и сберегается в отделе бухгалтерии.
  • Форма М-2а. Данная типовая форма применяется для постоянного получения ценностей у одного поставщика. Эта доверенность составляется в едином экземпляре, а так же регистрируется в соответствующем журнале, где храниться перечень всех выдаваемых доверенностей.
  • 1. Название предприятия-получателя. Это предприятие и выписывает доверенность.
  • 2. Номер. Он должен быть индивидуальным.
  • 3. Дата выдачи. Дата окончания действия доверенности.
  • 4. Наименование получаемого товара, т.е. название, маркировка, фасовка, и прочее.
  • 5. Единица измерения количества получаемой продукции.Количество или объем получаемого.
  • 6. ФИО, серия и номер паспорта, должность человека на которого оформляется доверенность.
  • 7. Подпись доверенного лица.
  • 8. Место для заверяющих подписей руководителей предприятия, директора и главного бухгалтера. Подписи заверяются печатью.

8. УСТАВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

  • Примечание: Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2015).
  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН УСТАВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА (Принят Государственной Думой 18 октября 2007 года, одобрен Советом Федерации 26 октября 2007 года.

Устав автомобильного транспорта (редакция от 20.04.2015 N 102-ФЗ, от 13.07.2015 N 248-ФЗ)

  • Для вашего удобства устав полностью заполнен. Вам нужно лишь открыть файл в редакторе word и распечатать.

Инструкция, краткое содержание устава.

  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Перевозки грузов
  • Глава 3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа
  • Глава 4. Перевозки пассажиров и багажа по заказам
  • Глава 5. Перевозки пассажиров и багажа легковыми такси
  • Глава 6. Ответственность перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, фрахтователей
  • Глава 7. Акты, претензии, иски
  • Глава 8. Заключительные положения

9. ПУТЕВОЙ ЛИСТ

  • Примечание: Путевой лист грузового автомобиля оформляется организацией, эксплуатирующей автомобиль с целью перевозки товарных грузов. Он предназначен для учета работы водителя и транспортного средства, являясь основанием для осуществления расчетов с заказчиком за перевозку груза, а также для расчетов с водителем по оплате его труда.
  • Путевой лист грузового автомобиля Типовая межотраслевая форма N 4-С Утверждена постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. N 78


Путевой лист форма 4-С

  • Путевой лист грузового автомобиля Типовая межотраслевая форма N 4-П Утверждена постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. N 78


Путевой лист форма 4-П

Инструкция по заполнению путевых листов.

  • Форма № 4-С. Применяется при сдельной системе оплаты за перевозку груза.
  • Форма № 4-П. Применяется при повременной системе расчетов.
  • 1. На выданном водителю путевом листе в обязательном порядке должна быть проставлена дата выдачи, а также штамп и печать организации - владельца автомобиля. Каждый выданный путевой лист подлежит обязательной регистрации в специальном Журнале учета движения путевых листов. При этом дата регистрации документа должна совпадать с датой, указанной на его бланке. Как правило, за регистрацию путевых листов отвечает диспетчер компании — владельца автотранспортного средства.
  • 2. Форма № 4-п содержит строки, позволяющие вписать номера соответствующих товарно-транспортных документов, оформляемых при перевозке товарно-материальных ценностей. К каждому путевому листу прилагается по одному экземпляру товарно-транспортной документации на весь груз, перевезенный в течение данной рабочей смены водителя.

10. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ CMR

  • Примечание: Под CMR подразумевается международная товарно-транспортная накладная, которая считается обязательным элементом таможенной декларации. При пересечении границы с каким-либо товаром, такая накладная должна присутствовать у вас в наличии. Накладную CMR необходимо оформлять в случае осуществления перевозок по всем европейским странам.
  • Форма и порядок заполнения CMR (международной товарно-транспортной накладной), утверждены Министерством транспорта и коммуникаций. Все правила зафиксированы в соответствующей конвенции, которая была утвержден в 1956 году. Конвенция предполагает регулирование договорных отношений по международной транспортировке грузов между странами.

Международная товарно-транспортная накладная CMR

Инструкция по заполнению CMR.

  • Сколько экземпляров. Один экземпляр для отправителя. Второй экземпляр для получателя. Третий экземпляр для перевозчика. Четвертый экземпляр для расчетов.
  • Пункт 1. Имя/наименование отправителя/отправляющей товар компании.
  • Пункт 2. Имя/наименование получателя/получающей товар компании.
  • Пункт 3. Наименование груза, который надо перевезти через границу.
  • Пункт 4. Вес перевозимого груза.
  • Пункт 5. Перегрузка товара по пути следования не допускается.
  • Пункт 6. Данные о платежах, которые должны быть оплачены в обязательном порядке.
  • Пункт 7. Сумма тех платежей, которые подлежат оплате во время сдачи товара.
  • Пункт 8. Данные об объявленной стоимости товаров.
  • Пункт 9. Рекомендации, в которых сказано о страховании товара.
  • Пункт 10. Информация о том сроке, в течение которого отправитель должен осуществить перевозку.
  • Пункт 11. Список всей документации, которая передается непосредственно перевозчику.

Скачайте файл с подробной инструкцией по заполнению CMR

в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Перевозчик », с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Отправитель », с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны », заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. По настоящему договору Перевозчик обязуется доставить вверенный ему Отправителем груз в количестве , именуемый в дальнейшем «Груз», в следующий пункт назначения: , выдать груз Получателю, а Отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, установленную настоящим договором.

1.2. Заключение настоящего договора подтверждается составлением и выдачей Перевозчиком Отправителю транспортной накладной (иного документа на груз).

1.3. Плата за перевозку груза составляет: рублей.

1.4. Перевозка груза оплачивается в следующие сроки и в следующем порядке: .

1.5. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в срок, определенный транспортными уставами и кодексами, или в разумный срок.

1.6. Работы и услуги, выполняемые Перевозчиком по требованию Отправителя и не предусмотренные настоящим договором, оплачиваются Отправителем по дополнительному соглашению сторон.

1.7. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки груз в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке.

2. ПОДАЧА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. ПОГРУЗКА И ВЫГРУЗКА ГРУЗА

2.1. Перевозчик обязан подать Отправителю груза под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки груза, в следующий срок: .

2.2. Отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки груза.

2.3. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется Отправителем (Получателем) в следующие сроки и в следующем порядке: , а также с соблюдением положений, установленных транспортными уставами, кодексами и правилами.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПЕРЕВОЗКЕ

3.1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке Стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, иными правовыми актами, а также следующую ответственность, установленную соглашением Сторон: .

3.2. Соглашения Сторон об ограничении или устранении установленной законом ответственности Перевозчика являются недействительными, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

3.3. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в срок, предусмотренный п.2.1. настоящего договора, а Отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств несут ответственность, установленную правовыми актами, а также следующую ответственность, предусмотренную соглашением сторон: .

3.4. Перевозчик и Отправитель освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

  • непреодолимой силы, а также вследствие иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
  • прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном ;
  • в иных случаях, предусмотренных .
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА УТРАТУ, НЕДОСТАЧУ И ПОВРЕЖДЕНИЕ ГРУЗА

4.1. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи Получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

4.2. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается Перевозчиком в следующем размере:

  • в случае утраты или недостачи груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
  • в случае повреждения груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости;
  • в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете Продавца, а при отсутствии счета – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

4.3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением груза, возвращает Отправителю провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, поскольку согласно настоящему договору эта плата не входит в стоимость груза.

4.4. Документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные Перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности Перевозчика, Отправителя либо Получателя груза.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. До предъявления к Перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, Отправитель (Получатель) обязан предъявить ему претензию в порядке, предусмотренном .

5.2. Во всем ином, не урегулированном настоящим договором, будут применяться положения ГК РФ, .

Любая хозяйственная операция требует документального оформления. Не является исключением и перевозка грузов, которая должна сопровождаться соответствующим договором. Порядок и условия заключения данного документа определены действующим законодательством.

Порядок заключения договора на грузоперевозки

Договор на перевозку груза может быть заключен с физическим лицом, которое берет на себя обязательства осуществить доставку вверенного груза. Данный договор заключается не только с собственником автомобиля, но и иным лицом, которое должно оказать услугу по перевозке груза. Владелец груза в данном договоре будет именоваться или «заказчиком», или «грузоотправителем». Второе наименование на практике используется в тех случаях, когда груз доставляется третьему лицу, именуемому «грузополучателем». Лицо, перевозящее груз, именуется – «исполнитель» или «перевозчик». Такое расхождение в наименовании сторон вызвано тем обстоятельством, что в отношении услуг грузоперевозок может быть заключен как договор грузоперевозки, так и договор возмездного оказания услуг. Но независимо от этого, порядок и содержания договоров остаются схожими.

Договор заключается в простой письменной форме до начала оказания услуг по перевозке. Заключению договора предшествует период согласования его условий сторонами. Достигнутые соглашения в полном объеме могут быть включены в текст договора, либо часть из них оформляется в виде приложений к нему. Например, в виде приложения может быть оформлен маршрутный лист.

Совет: существует множество типовых форм договора грузоперевозки, но лучше будет на основе типового договора разработать свой вариант, который будет максимально полно отражать особенности перевозки груза либо специфику оказания услуг грузоперевозки.

В договоре на перевозку груза должно быть зафиксировано:

  • Наименование сторон;
  • Наименование груза, его количество и характеристики либо указание, что конкретный груз определяется по заявке;
  • Порядок и условия оплаты;
  • Условия по перевозке груза, а также маршрут – могут быть оформлены приложением к договору;
  • Сроки выполнения договора;
  • Ответственность сторон.

При необходимости стороны могут указать в договоре конкретные условия по перевозке, например, обозначить, что по заявкам заказчика исполнитель выполняет .

В некоторых случаях стороны могут фиксировать факт передачи автомобиля специальным актом. В котором, в отличие от , фиксируется не только марка и модель авто, но и возможность использовать его для перевозки конкретного груза. К примеру, заказчику необходимо доставить 5 тонн песка навалом, а перевозчик направил ему бортовую газель с грузоподъемностью в 2 тонны. В таком акте заказчик фиксирует, что ему предоставлен ненадлежащий транспорт, что дает возможность требовать с перевозчика неустойку.

В содержании договора необходимо определить и его вид: разовый или постоянный. В случае заключения разового договора перевозки груза в нем должны быть отражены все вопросы по оказанию данной услуги. Если же заключается постоянный договор, то он предполагает, что в период его действия исполнитель оказывает неограниченное число грузоперевозок. В таком случае договор должен содержать базовые условия оказания услуги: порядок расчетов, права и обязанности сторон, их ответственность, а конкретные соглашения по каждой перевозке должны определяться дополнительными соглашениями к договору или заявкой, форма которой утверждена договором.

Особенности отдельных договоров грузоперевозки

В последнее время многие перевозчики используют агентскую схему привлечения заказчиков. В большинстве случаев берется типовой , который предполагает практически полное отсутствие ответственности агента и перед перевозчиком, и перед грузоотправителем. В результате этого перевозчик может не получить оплату за свои услуги, а владелец груза – потерять его. Избежать этого можно, включив в договор грузоперевозки еще одну сторону – агента. В таком случае можно прописать его обязательства и ответственность перед каждой из сторон.

При оказании услуг грузоперевозки нередко возникает необходимость и в услугах по экспедированию груза, которые предусматривают организацию его погрузки-разгрузки, оформление перевозочных документов и т.д. Такую работу может выполнять сам перевозчик, но для этого необходимо заключить договор экспедирования или включить соответствующие положения в текст договора на перевозку груза. Например, при необходимости доставить груз в несколько точек целесообразно указать в договоре, что перевозчик осуществляет перевозку груза по установленному маршруту, а также осуществляет разгрузку в установленных точках с документальным оформлением передачи груза. Такой вариант используют многие компании, которые не имеют в штате экспедиторов или собственного транспортно-логистического подразделения. Часто это вызвано причинами экономии, так как отсутствие штатных сотрудников дает возможность минимизировать расходы, потому что нет необходимости платить налоги с заработной платы, выплачивать и т.д.

При заключении договора грузоперевозки необходимо учитывать и особенности владения транспортным средством собственно перевозчиком. Например, если автомобиль находится в лизинге, то имеет смыл запросить у перевозчика подтверждение факта отсутствия задолженности по лизинговым платежам, в противном случае есть вероятность, что лизинговая компания ограничит перевозчика в праве использования автомобиля, что не позволит ему исполнить условия договора. Аналогичная ситуация и с автомобилями, которые приобретены перевозчиком в кредит. Особенно часто берут небольшие компании и частные лица, оказывающие услуги по перевозке груза. Кроме того, некоторые кредитные и лизинговые договоры содержат пункты, которыми запрещается или его использование для оказания услуг коммерческих перевозок.

Если перевозчик использует автомобиль по договору аренды, то необходимо ознакомиться с данным договором, так как не исключена ситуация, что в нем содержится запрет на использование авто в коммерческих целях или иные ограничения, препятствующие нормальному исполнению договорных условий по грузоперевозкам.

Нередко грузовладелец страхует свой груз, в таком случае договор грузоперевозки должен учитывать условия страхования, иначе страховая компания может отказать в возмещении ущерба. Кстати, обязанность застраховать груз может быть включена в условия договора перевозки груза, причем эта обязанность может лежать на любой из сторон. Аналогично стороны могут решить вопрос и с охраной груза, указав в договоре, что перевозчик или заказчик должен обеспечить охрану груза во время перевозки.

Перевозка отдельных видов грузов предусматривает соблюдение определенных требований к лицам, её осуществляющим, к примеру, транспортировка ГСМ требует наличия у водителя специального допуска к перевозке данной категории грузов. В условия договора в таких случаях необходимо включить требование, что персонал перевозчика должен обладать необходимой разрешительной документацией. Лучшим вариантом является приложение копий нужных документов к договору грузоперевозки.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 739 ГК).

Договор реальный, двусторонний и возмездный. Договор фрахтования (чартер), (ст. 741 ГК), при морских перевозках является консенсуальным.

Договор перевозки транспортом общего пользования, в силу прямого указания (п. 3 ст. 743 ГК) является публичным договором. Нормы, подчеркивающие публичность договора перевозки транспортом общего пользования содержатся в транспортных уставах и кодексах и некодифицированных законах. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» предприятия и организации железнодорожного транспорта общего пользования не вправе отказать в перевозке пассажиру, отправителю грузов или багажа, правильно оформившим проездные и перевозочные документы, кроме случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе Уставом железнодорожного транспорта общего пользования. Согласно абз. 3 п. 18 Устава железнодорожного транспорта общего пользования Белорусская железная дорога, ее предприятия не имеют права отказать в приеме заявки на перевозку грузов при наличии возможностей для их транспортирования.

Стороны в договоре перевозки груза – перевозчик и отправитель (грузоотправитель). Грузоотправителями могут быть любые юридические и физические лица. Перевозчиками могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по перевозке. В соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. № 17 лицензированию подлежит деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд).

Неоднозначно в юридической литературе трактуется вопрос о правовом положении грузополучателя. В тех редких случаях, когда грузоотправитель и грузополучатель совпадают в одном лице, вопросов не возникает. Наиболее распространено мнение о том, что сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель, а сам договор перевозки груза – это договор в пользу третьего лица (грузополучателя). 204

Предмет договора перевозки груза – услуги по доставке груза в пункт назначения. Идентификация предмета договора перевозки груза имеет значение для целей классификации гражданско-правовых договоров. Договор перевозки груза – один из тех гражданско-правовых договоров, предмет которых имеет сложную многоуровневую структуру. Несомненно, что действия по перемещению груза в пространстве – то основное, что характеризует услугу в договоре перевозки груза. Однако перемещение груза часто сопровождается совершением действий необходимых для перемещения груза или предшествующим перемещению груза (погрузка и выгрузка, перевалка, хранение и др.), которые могут составлять предмет иных гражданско-правовых договоров, например хранения и возмездного оказания услуг. Поэтому в этом случае следует выделять основной классифицирующий признак, а здесь это перемещение груза в пространстве. Все остальные признаки имеют лишь уточняющее нормообразующее значение. 205

Форма договора перевозки груза. В соответствии с п. 2 ст. 739 ГК заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом, иными актами законодательства). Требования к форме транспортной накладной при отдельных видах перевозок устанавливаются транспортными уставами и кодексами, а также правилами перевозок грузов отдельными видами транспорта.

Срок в договоре перевозки грузов. В гл. 40 ГК содержится лишь общее правило о том, что перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном законодательством, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок (ст. 746 ГК). Сроки доставки груза определяются по правилам о сроках и порядке доставки груза, содержащимся в транспортных уставах, кодексах и правилах перевозки груза. Следует различать срок действия договора, когда договор заключается при необходимости осуществления перевозок в течение длительного периода времени (ст. 752 ГК) и срок доставки груза. Срок действия длительных договоров определяется соглашением сторон.

Цена в договоре перевозки груза может состоять из нескольких компонентов:

1. Провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством. При этом провозная плата за перевозку груза транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, а также иным законодательством.

2. Плата за выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца работы и услуги, не предусмотренные тарифами. Размер такой платы определяется соглашением перевозчика и грузовладельца.

В соответствии с п. 4 ст. 744 ГК, перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке (ст. 340 ГК), если иное не установлено законодательством или не вытекает из существа обязательства.

Согласно п. 1 ст. 745 ГК перевозчик обязан подать грузоотправителю в срок установленный договором исправные транспортные средства, в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. При этом грузоотправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

Грузоотправитель обязан уплатить за перевозку груза провозную плату, а в случаях предусмотренных договором или законодательством – плату за работы и услуги, выполненные перевозчиком и не предусмотренные тарифами.

Применительно к договорам перевозки груза отдельными видами транспорта транспортными уставами и кодексами, а также правилами перевозки грузов устанавливаются характерные для данного вида перевозки права и обязанности сторон.

Ответственность по договору перевозки груза. В соответствии с п. 1 ст. 747 ГК в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК и иными актами законодательства, а также соглашением сторон.

Предполагаются недействительными любые соглашения перевозчика и грузовладельца об ограничении или устранении установленной законодательством ответственности. Исключение составляют случаи, когда возможность таких соглашений предусмотрена законодательством.

Статья 748 ГК указывает на ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с договором и на ответственность отправителя за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств, установленную законодательством, а также соглашением сторон.

Непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения), военные действия, прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном законодательством и иные, предусмотренные законодательством случаи освобождают перевозчика и грузоотправителя от ответственности за неподачу транспортных средств либо неиспользование поданных транспортных средств.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В соответствии с п. 2 ст. 750 ГК ущерб, причиненный при перевозке груза возмещается перевозчиком: а) в случае утраты или недостачи груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза; б) в случае повреждения (порчи) груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости; в) в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза. При этом стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Помимо этого, перевозчик возвращает грузоотправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.

Документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т. п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, в случае спора подлежат оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза (п. 4 ст. 750 ГК).

Условия ответственности участников обязательства по перевозке определяются по правилам гл. 25 ГК, а также в соответствии с правилами, содержащимися в транспортных уставах и кодексах.

Особенности договоров перевозки груза отдельными видами транспорта:

Железнодорожный транспорт . Основным источником правового регулирования является Устав железнодорожного транспорта общего пользования. Устав определяет порядок составления, заключения и выполнения договоров на железнодорожные перевозки, основные условия перевозок грузов, основные правила эксплуатации подъездных путей, а также взаимоотношения Белорусской железной дороги, ее предприятий с предприятиями и организациями других видов транспорта.

Для железнодорожной перевозки грузов характерна система заявок, порядок заполнения и представления которых, их выполнения и учета устанавливаются правилами перевозок грузов.

Оформление договорных отношений при железнодорожных перевозках груза отличается своими особенностями. В соответствии с п. 30 Устава железнодорожного транспорта общего пользования грузоотправитель должен предоставить железнодорожной станции отправления на каждую отправку груза, заполненную накладную, состоящую из листов оригинала накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости, квитанции о приеме груза, являющуюся договором на перевозку груза. В необходимых случаях грузоотправитель обязан предоставить документы «второй очереди»: документы для выполнения таможенных процедур, сертификат и спецификацию.

Подтверждением приема груза к перевозке является выданная железнодорожной станцией квитанция о приеме груза, в которой проставляется календарный штемпель железнодорожной станции.

Разнообразие сдаваемых к перевозке грузов, существенные различия в их характеристике и особенностях перевозки предопределяют необходимость детальной регламентации отношений, связанных с подачей и определением пригодности вагонов и контейнеров. Согласно п. 40 Устава пригодность для перевозки конкретного груза в коммерческом отношении определяется: вагонов – грузоотправителями, если погрузка производится ими, или предприятиями Белорусской железной дороги, если погрузка производится этими предприятиями; контейнеров, специализированных вагонов – грузоотправителями. Однако в любом случае предприятия Белорусской железной дороги обязаны подавать под погрузку вагоны, контейнеры в техническом отношении исправные, годные для перевозки конкретного груза.

Значение сроков доставки груза при железнодорожных перевозках возрастает по мере увеличения протяженности пути следования. Исчисление срока доставки груза начинается с 24 часов дня приема груза к перевозке. Груз считается доставленным в срок, если на железнодорожной станции назначения он выгружен предприятием Белорусской железной дороги или если вагон, контейнер с грузом подан грузополучателю под выгрузку до истечения установленного срока доставки (п. 51 Устава).

На грузополучателя п. 55 Устава возлагается обязанность принять и вывести с железнодорожной станции груз, прибывший в его адрес.

Раздел VII Устава содержит нормы об ответственности Белорусской железной дороги, ее предприятий, грузоотправителей, грузополучателей. Так, п. 110 Устава устанавливает ответственность за неподачу предприятиями Белорусской железной дороги вагонов и контейнеров для выполнения перевозок, непредъявление груза, неиспользование грузоотправителем поданных вагонов и контейнеров или отказ его от предусмотренных заявкой вагонов и контейнеров. При этом размер уплачиваемого штрафа зависит от грузоподъемности вагонов и контейнеров.

Автомобильный транспорт . В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» законодательство об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности», Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» и иных актов законодательства.

На отношения автомобильного перевозчика и физического лица, имеющего намерение заключить (заключившего) договор автомобильной перевозки пассажира или груза либо договор фрахтования исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, распространяется законодательство о защите прав потребителей.

Особенности регулирования автомобильной перевозки опасных грузов определяются законодательством в области перевозки опасных грузов.

Автомобильные перевозки подразделяются на внутриреспубликанские и международные автомобильные перевозки.

К внутриреспубликанским автомобильным перевозкам относятся:

    городские автомобильные перевозки;

    пригородные автомобильные перевозки;

    междугородные внутриобластные автомобильные перевозки;

    междугородные межобластные автомобильные перевозки.

Городские автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, выполняемые в пределах города (населенного пункта) и за его пределы до пунктов, установленных решением местных исполнительных и распорядительных органов.

Пригородные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским автомобильным перевозкам и выполняются в пределах административных границ района или за его пределы с протяженностью маршрута не более 50 километров, измеряемого от границ города (населенного пункта), являющегося начальным пунктом маршрута.

Междугородные внутриобластные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским или пригородным автомобильным перевозкам и выполняются в пределах административных границ области Республики Беларусь.

Междугородные межобластные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским или пригородным автомобильным перевозкам и выполняются по территориям двух и более областей Республики Беларусь.

Автомобильные перевозки пассажиров могут выполняться в регулярном или нерегулярном сообщении.

Автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении – систематические автомобильные перевозки пассажиров, выполняемые согласно расписаниям либо интервалам движения транспортных средств с установленными началом и окончанием работы по определенным маршрутам с местами посадки и высадки пассажиров, оборудованными в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

Автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении подразделяются на автомобильные перевозки пассажиров транспортом общего пользования и иные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении.

Автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении – автомобильные перевозки пассажиров, которые не могут быть отнесены к автомобильным перевозкам пассажиров в регулярном сообщении.

Коммуникации автомобильного транспорта, требования логистики предопределяют необходимость рационального использования транспортных средств для перевозки грузов.

Заключение договора автомобильной перевозки груза осуществляется в порядке, установленном Правилами автомобильных перевозок грузов, и подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа. Неправильно составленные товарно-транспортная накладная или иной транспортный документ, а также их утеря не влияют на действительность заключенного договора автомобильной перевозки груза.

В соответствии со ст. 42 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» автомобильный перевозчик обязан подать в срок, установленный договором автомобильной перевозки груза, договором фрахтования для автомобильной перевозки грузов или договором об организации автомобильных перевозок грузов, исправное транспортное средство под загрузку в состоянии, пригодном для автомобильной перевозки соответствующих грузов. При этом, грузоотправитель вправе отказаться от своевременно поданного под загрузку транспортного средства, если оно не соответствует условиям договора или непригодно для автомобильной перевозки соответствующих грузов.

Если своевременно поданное под загрузку транспортное средство не соответствует условиям договора или непригодно для выполнения автомобильной перевозки соответствующих грузов, то такое транспортное средство считается не поданным под загрузку.

Время подачи под загрузку транспортного средства исчисляется с момента прибытия транспортного средства и предъявления грузоотправителю путевого листа водителем транспортного средства.

Транспортными документами при выполнении автомобильных перевозок грузов признаются:

    путевой лист;

    товарно-транспортная накладная;

    международная товарно-транспортная накладная «CMR» (CMR-накладная), составленная согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 г.;

    заказ-поручение и иные документы, в соответствии с законодательством.

Использование транспортного средства при выполнении автомобильной перевозки груза оформляется путевым листом.

Для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляется товарно-транспортная накладная, а в случаях, предусмотренных Правилами автомобильных перевозок грузов, оформляются заказ-поручение или иные документы, определенные Правилами автомобильных перевозок грузов.

Выполнение автомобильной перевозки груза нетоварного характера оформляется путем внесения записи в путевой лист, а в случаях, предусмотренных Правилами автомобильных перевозок грузов, – иными транспортными документами, определенными Правилами автомобильных перевозок грузов.

Транспортные документы оформляются в порядке, установленном Министерством финансов Республики Беларусь по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, за исключением оформления CMR-накладной, которое осуществляется в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь.

Обязанности по составлению путевого листа возлагаются на автомобильного перевозчика, товарно-транспортной накладной – на грузоотправителя, заказа-поручения – на автомобильного перевозчика, если иное не установлено законодательными актами или соглашением сторон.

Если законодательством предусмотрена необходимость оформления грузосопроводительных документов (сертификата соответствия, ветеринарного и фитосанитарного сертификатов, сертификата происхождения товаров и т.п.), заказчик автомобильной перевозки груза обязан обеспечить предоставление таких документов, оформленных надлежащим образом, автомобильному перевозчику вместе с транспортным документом.

Автомобильный перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов. Вместе с тем, на автомобильного перевозчика возлагается обязанность возмещения убытков, понесенных заказчиком автомобильной перевозки груза в случае утери или ненадлежащего использования грузосопроводительных документов.

Допускается заключение договора фрахтования для автомобильной перевозки грузов, по которому перевозчик обязуется по заявке заказчика предоставить за плату заказчику автомобильной перевозки грузов (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для автомобильной перевозки грузов (ст. 38 Закона).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору автомобильной перевозки пассажира или груза, договору фрахтования для автомобильных перевозок пассажиров или грузов, договору об организации перевозок пассажиров или грузов стороны несут ответственность, установленную Законом «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», иными актами законодательства, а также соглашением сторон. Так, перевозчик несет ответственность за неподачу транспортного средства, за несохранность груза или багажа, за задержку отправления транспортного средства или опоздание его прибытия в пункт назначения при автомобильной перевозке пассажиров, за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Заказчик несет ответственность за неиспользование поданных транспортных средств, а также за другие нарушение, когда это предусмотрено законодательством или соглашением сторон.

Соглашения сторон об ограничении или устранении установленной законодательством ответственности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений предусмотрена законодательством.

При автомобильной перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан указать в товарно-транспортной накладной данные об опасности груза. Основу правового регулирования перевозки опасных грузов составляет Закон Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов».

Морской транспорт . Современное морское право и по своей сути и терминологически отличается своими традициями. Среди иных видов перевозок перевозки морским транспортом в наибольшей степени подвержены традициям нормотворчества сложившимся в течение весьма длительного периода времени. Внешняя история морского права начинается сборниками морских обычаев, сложившихся частью в границах Средиземного моря, частью у северных берегов Европы. История морского законодательства открывается знаменитым Ordonnance de la marine, 1681 г., область применения которого была много шире области его юридической силы, как закона. В XIX в., при общей кодификации, морскому праву также было уделено внимание в торговых уложениях. 206

Основу правового регулирования отношений, возникающих в связи с перевозкой судами грузов, использованием судов для буксировки, осуществлением спасательных операций, а также иные отношения в области торгового мореплавания составляет Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь (КТМ). Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены КТМ, то применяются правила международного договора.

Следует различать договор морской перевозки груза, когда перевозчик обязуется доставить в порт назначения вверенный ему отправителем груз и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза обусловленную плату (фрахт), (ст. 80 КТМ) и договор фрахтования (чартер) при котором одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату (фрахт) всю или часть вместимости одного или нескольких судов на один или несколько рейсов для морской перевозки груза (ст. 81 КТМ).

При заключении договора об организации морских перевозок грузов, когда это необходимо для осуществления систематических перевозок (практикуется на всех видах транспорта), условия морской перевозки груза, определенные в договоре об организации морских перевозок грузов, считаются включенными в договор морской перевозки груза.

Документ, удостоверяющий заключение договора морской перевозки груза и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза – коносамент. Требования к содержанию коносамента определены ст. 87 КТМ (наименование перевозчика и его местонахождение; название судна; место погрузки и дата приема груза в порту погрузки; наименование отправителя и его местонахождение; место назначения груза либо место назначения судна; наименование получателя, если он указан отправителем; наименование груза, основные марки необходимые для его идентификации; описание внешнего состояние груза и др.). Коносамент может быть выдан на имя определенного получателя (именной коносамент), приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент) либо на предъявителя.

Характерной особенностью правоотношений по морской перевозке грузов является определение в КТМ специальных взаимосвязанных условий, влияющих на погрузку груза и вознаграждение одним из которых выступает время, предоставляемое под погрузку (сталийное и контрсталийное время).

При морской перевозке грузов особым образом регламентируется порядок размещения груза на судне. В соответствии со ст. 106 КТМ груз размещается на судне по усмотрению капитана судна. При этом перевозчик несет ответственность за правильное размещение, крепление и сепарацию груза на судне.

Одним из проявлений действия морских обычаев являются нормы ст. 116 КТМ, в соответствии с которыми перевозчик обязан доставлять грузы в соответствии с указанными в договоре маршрутом и сроками, а при отсутствии такого указания – в соответствии с обычным маршрутом и в обычные сроки. При этом не считается нарушением договора всякое отклонение судна от намеченного маршрута (дивиация) в целях спасания на море людей, судов и грузов, а равно иное разумное отклонение от маршрута, если оно не вызвано неправильными действиями перевозчика.

Характерными особенностями отличаются условия и порядок платежей при морской перевозке грузов. Так, в случаях, предусмотренных договором, и при наличии соответствующей оговорки в коносаменте уплата причитающихся перевозчику платежей может производиться получателем. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для морской перевозки грузы в обеспечение причитающегося ему фрахта и других платежей по перевозке, например демередж (вознаграждение, причитающееся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени), если иное не установлено законодательством или не вытекает из существа обязательства.

Размер фрахта устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. При отсутствии соглашения сторон размер фрахта определяется исходя из ставок, применяемых в месте и во время погрузки судна. Погрузка груза в большем количестве, чем это было предусмотрено договором, ведет к увеличению фрахта. Если вместо груза, предусмотренного договором, на судно погружен другой груз, фрахт за перевозку которого больше, чем установлено договором, уплачивается фрахт за перевозку действительно погруженного груза. Если же фрахт за перевозку действительно погруженного на судно груза меньше фрахта, предусмотренного договором, уплачивается фрахт, предусмотренный договором.

Внутренний водный транспорт . Правовые, экономические и организационные основы судоходства по внутренним водным путям Республики Беларусь установлены Кодексом внутреннего водного транспорта Республики Беларусь (КВВТ). Статья 4 КВВТ устанавливает приоритет международного договора Республики Беларусь перед КВВТ в том случае, если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в КВВТ.

Внутренний водный транспорт – вид транспорта, на котором перевозки грузов выполняются по внутренним водным путям с использованием судов внутреннего плавания, судов смешанного (река – море) плавания и маломерных судов.

По договору перевозки груза внутренним водным транспортом перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату (ст. 69 КВВТ).

Заключение договора перевозки груза внутренним водным транспортом подтверждается составлением коносамента. Кроме коносамента оформляются и другие перевозочные документы, обязательные для всех лиц, участвующих в перевозке грузов внутренним водным транспортом. Формы и порядок заполнения таких документов устанавливаются Правилами перевозок грузов внутренним водным транспортом.

До предъявления груза к перевозке грузоотправитель обязан подготовить груз таким образом, чтобы обеспечить безопасность транспортировки, его сохранность, а также сохранность судна и контейнеров, рациональное использование грузоподъемности и вместимости судна и контейнеров.

Пригодность судов и контейнеров для перевозки предъявляемого груза определяется грузоотправителем или уполномоченным им лицом на основании требований, установленных Правилами перевозки грузов. Правила перевозки грузов устанавливают также способы размещения и крепления грузов на судах с указанием необходимых для погрузки, крепления и перевозки грузов приспособлений и материалов, а также нормативы предоставления таких приспособлений и материалов.

За перевозку грузов внутренним водным транспортом взимается провозная плата, устанавливаемая соглашением сторон, если законодательством Республики Беларусь не предусмотрено иное. Провозная плата определяется на основании тарифов. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

Срок доставки грузов внутренним водным транспортом и порядок их исчисления определяются в соответствии с Правилами перевозок грузов.

При наличии оснований и в порядке, предусмотренном ст. 79 КВВТ возможно ограничение или прекращение перевозки грузов (действие непреодолимой силы, военные действия, объявление карантина, чрезмерное скопление грузов и судов в порту и др.).

Воздушный транспорт . Правоотношения по воздушной перевозке более чем, другие виды перевозок испытывают воздействие публично-правовых начал, так как использование воздушного пространства сопряжено с необходимость обеспечения авиационной и экологической безопасности, эффективности перевозок и авиационных работ.

Основу правового регулирования воздушных перевозок составляет Воздушный кодекс Республики Беларусь.

Технические особенности и возможности воздушного транспорта подразделяют воздушные перевозки на внутренние воздушные перевозки, при осуществлении которых пункты отправления, назначения и посадок расположены на территории Республики Беларусь и международные воздушные перевозки, при осуществлении которых пункты отправления и назначения расположены соответственно на территориях двух государств или на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз или почтовые отправления в пункт назначения и выдать их грузополучателю или лицу уполномоченному на получение груза или почтовых отправлений, а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку грузов или почтовых отправлений (ч. 3 ст. 95 ВК). Допускается фрахтование воздушного судна с заключением договора фрахтования (воздушного чартера), когда одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушных перевозок грузов.

Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной установленной формы.

Плата за воздушные перевозки грузов осуществляется на основании тарифов устанавливаемых при выполнении внутренних воздушных перевозок в соответствии с законодательством, а при выполнении международных воздушных перевозок в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Перечень, размер и порядок исчисления тарифов, ставок и сборов за выполнение работ и предоставление услуг, оказываемых гражданской авиацией, утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Размер платы за выполнение работ и предоставление услуг, оказываемых гражданской авиацией, не предусмотренных указанным перечнем, устанавливается соглашением сторон (ст. 106 Воздушного кодекса).

Срок доставки груза и почтовых отправлений определяется авиационными правилами или правилами воздушных перевозок, установленными перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.

Сегодня все деловые отношения необходимо юридически заверять. Любая сфера бизнеса требует серьезного подхода, особенно если дело касается реализации товара. Не каждый производитель может поставлять товар на рынок при помощи собственного транспорта, поэтому пользуется услугами грузоперевозчиков. Чтобы не возникало споров, обязательно составляется договор перевозки груза.

Этот документ гарантирует грузоперевозчику и фирме нанимателю защиту их интересов. На рынке существует множество компаний, которые предоставляют услуги по перевозке различных товаров, как внутри страны, так и за рубеж. Так что же нужно учитывать, составляя договор перевозки груза? Какие нюансы следует обсудить обеим сторонам?

Для чего нужно юридически оформлять отношения?

Не у каждой организации есть транспорт, чтобы доставить товар в пункты его реализации. Содержать собственный транспорт довольно дорого, и порой выгоднее обратиться за услугами в транспортные компании. Для этих целей изначально оформляется специальная заявка на перевозку.

Подобный первичный документ позволяет решить все возникающие вопросы перед заключением официального договора между нанимателем и перевозчиком.

Договор защищает права нанимателя и гарантирует, что товар доставят вовремя, в полной сохранности до пункта назначения. Разумеется, в нем учитываются и интересы грузоперевозчика. Благодаря введению новых правил и требований в закон о транспортных перевозках, усилился контроль качества подобных услуг, что позволило приблизить их к международным стандартам.

Предварительная заявка договора на перевозку

Существенные условия договора перевозки груза необходимо рассматривать перед заключением окончательного соглашения между сторонами. Для этих целей в законодательстве предусмотрено оформление предварительного документа, который известен как заявка на перевозку груза.

Формирование заявки и составление договора — важный этап организации перевозки грузов

Заявление на договор перевозки груза автомобильным транспортом позволит грузоперевозчику получить всю необходимую информацию и определиться с окончательной ценой за свои услуги. Какие пункты нужно указывать в заявке:

  • Необходимая информация о перевозимом товаре. Его количество, конкретный вес, комплектация, качественные характеристики. Даже цена указывается. Подобная информация влияет на окончательное решение о заключении договора. Ведь существуют заказы, которые требуют особых условий и перевозки конкретным видом автотранспорта.
  • Конкретные сроки доставки. По ним ориентируется грузоперевозчик, принимая решение. Есть ли у него возможность доставить определенный товар в выбранный пункт назначения точно в срок. Для многих грузов ограничены сроки хранения, и они подлежат быстрой реализации, например, продукты питания.
  • В заявке указывается еще форма ответственности за перевозимый товар. Ведь наниматель доверяет свой товар, рассчитывая на своевременную его доставку. Поэтому определяются и конкретные цифры взыскания, если груз пострадал или пришел с опозданием.
  • Если необходимо перевозить специальные грузы, имеющие взрывоопасные свойства, требующие определенных условий для транспортировки, составляются особые пункты в соглашении, где оговариваются все свойства товара и условия, необходимые для перевозки. Для большинства особых грузов требуются специальные разрешения, которые имеются не у каждого грузоперевозчика.
  • Расстояние, на которое перевозится товар в километрах, а также возможный маршрут.

Вся предоставленная информация влияет на окончательное решение при заключении договора. Все спорные вопросы решаются в течение месяца после отправки заявки в грузоперевозочную компанию.

Образец

Есть конкретный образец заявки, в котором указывается вся дополнительная информация. Позже заявка прикрепляется к сопроводительным документам, необходимым для перевозки грузов автомобильным транспортом.

Пример заявки на перевозку груза

Оформление заявки о перевозке происходит двумя способами:

  • В офисе компании, предоставляющей услуги по транспортировке;
  • Электронный вариант заявки. Для тех компаний, кто не может подъехать в офис. Подобный способ гораздо удобнее и не требует дополнительных затрат, предоставляя возможность решать все спорные вопросы в электронном виде.

После того как урегулированы все нюансы между нанимателем и транспортной компанией, заключается официальный договор. Заявка также оформляется и подписывается сторонами в двух экземплярах и прикладывается в дополнение к контракту.

Если, после оформления бланка заявки на перевозку грузов автомобильным транспортом, стороны не смогли прийти к взаимовыгодному соглашению, то по истечению месячного срока действия заявки, оформляется официальный отказ от услуг транспортной компании и заявка утрачивает свою юридическую силу.

Существенные условия договора перевозки груза

Существенные условия договора перевозки груза:

  • Официальное наименование обеих организаций, заключающих договор о перевозке.
  • Реквизиты лиц ответственных за фирму, перечисление документов, уполномочивающих конкретное лицо на заключение подобного договора.
  • Следующим пунктом является предмет договора, в этом случае транспортировка.
  • Ответственность и обязательства обеих сторон. Компания отвечает за то, что груз перевезен в целости и сохранности в оговоренные контрактом сроки. А фирма-наниматель обязуется оплатить стоимость перевозки, прописанную в договоре.

Также подробно описываются следующие понятия:

  • Точное число и время погрузки товара, подпись сторон, что груз погружен в срок.
  • Адрес, где осуществляется погрузка, название организации и конкретных лиц, ответственных за своевременное размещение груза.
  • Адрес, где производится разгрузка товара, с точным названием и фамилиями уполномоченных лиц.
  • Маршрут транспортировки, оговоренный при заключении соглашения.
  • Полное описание товара с указанием всех форм и характеристик: вес, количество, форма упаковки и прочее.
  • Характеристика транспортного средства, при помощи которого осуществляется доставка груза.
  • Указывается полная стоимость услуги по завершении доставки.
  • Описаны все условия оплаты после доставки: наличными или банковским переводом, также вариант рассрочки оплаты, если таковой рассматривался.
  • Конкретные сроки доставки.
  • Полное описание предоставляемого транспорта для транспортировки груза, в том числе и указание данных водителя со всей необходимой документацией.
  • Дополнительные условия на перевозку автомобильным транспортом, конкретизирующие определенные условия из договора.

Договор о транспортировке товара объединяет в себе типовой вариант с конкретным уточнением характерным для данного вида деятельности. Стоит обратить внимание, что для некоторых транспортных средств, участвующих в перевозке грузов, предусмотрены особые правила и регламент, поэтому необходимо учитывать это при заключении договора.

Как выглядит договор перевозки груза автомобильным транспортом?

Договор автомобильной перевозки грузов заключается после обсуждения всех нюансов, вносимых в окончательный вариант документа. Объем подобного документа содержит точное описание перевозимого товара и транспортного средства, на котором осуществляется его доставка в конечный пункт.

Бланк договора заявки на перевозку груза должен содержать полную информацию о перевозимом товаре, иначе у перевозчика могут возникнуть проблемы с доставкой. Бланк заявки на перевозку груза обязательно предусматривает дополнение определенными документами и сертификатами. Договор автомобильной перевозки груза следует составлять крайне внимательно, особо это касается сроков поставки. Ведь могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, в том числе техническая поломка. Поэтому перед отправкой товара транспортное средство следует подвергнуть тщательному техническому осмотру.

Прежде чем приступать к заключению договора, необходимо тщательно продумать все условия, вносимые в окончательный вариант документа, чтобы после не возникало спорных ситуаций. Что фирме-нанимателю, что грузоперевозчику нужно обязательно оговаривать конкретные даты погрузки, поставки, и ответственность за несоблюдение договорных условий.

Договор перевозки груза автомобильным транспортом (нажмите на картинку для увеличения размера)

(Нажмите на картинку для увеличения размера)