Книги

Эцп для ржд торгов. Электронная площадка ржд. Как начать работать на сервисе РЖД

Электронная цифровая подпись (ЭЦП)

Для ускорения всех процессов перевозочного процесса потребовался полный переход на безбумажный электронный документооборот с целью исключения дублирования на бумажных носителях и обеспечения юридической значимости электронного документооборота в системе ЭТРАН ОАО «РЖД». ОАО «РЖД» совместно с ЗАО «Компания ТрансТелеКом» и разработчиком системы ЗАО «ИнтэлЛекс» выполнили работы по внедрению в систему ЭТРАН электронной цифровой подписи (ЭЦП). В августе 2006 года первым вице-президентом компании ОАО «РЖД» было подписано распоряжение «Об утверждении типовой формы соглашения об обмене при перевозке грузов электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью».

ЭЦП служит средством подтверждения достоверности отсылаемого электронного документа и придания ему юридической силы наравне с бумажными документами, подписываемыми руководителями и другими ответственными лицами.

Главной особенностью электронного документооборота с поддержкой ЭЦП является то, что электронные документы, получаемые в результате работы информационных систем или вручную с помощью электронных таблиц-шаблонов, снабжаются ЭЦП. Они являются доказательными документами, то есть четко фиксируют принятое решение или какой-либо факт, констатирующий фактически произошедшее событие в эксплуатационной работе железной дороги.

Например, подача локомотива на подъездной путь, погрузка, перевод локомотива в неисправные, постановка вагона в поезд и т.д. - это будет как эталон версии произошедших событий.

Благодаря системе фиксации происшедших событий становится возможным:

  • · ?повышение достоверности данных в информационных системах ОАО «РЖД», являющихся основой для контроля, анализа, оперативного управления и прогнозирования эксплуатационной работы компании, и, как следствие -улучшение планирования срочных, оперативных, среднесрочных и стратегических мероприятий и работ;
  • · ?улучшение технологической дисциплины и управляемости ОАО «РЖД» в целом;
  • · появление возможности создания управляющих информационных систем нового поколения на основе более достоверных данных как часть реализации бизнес-целей компании в условиях ее реформирования.

Таким образом, ЭЦП - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Являясь сертифицированным программным средством, ЭЦП позволяет осуществлять юридически значимое взаимодействие при обмене сообщениями в электронном виде без предоставления бумажного документа, заверенного подписью должностного лица и печатью. Главным ее достоинством является то, что подписание юридически важных бумаг может происходить в электронном виде, где бы не находился владелец ключа ЭЦП. Применение ЭЦП устраняет большинство проблем, свойственных подписи на бумажном документе, и обеспечивает электронный документ следующими важнейшими характеристиками:

  • · подлинность - подтверждение авторства документа;
  • · целостность - документ не может быть изменен после подписания;
  • · неотрицание авторства (неотрекаемость) - автор впоследствии не сможет отказаться от своей подписи.

Существуют две схемы ЭЦП:

  • · подписание электронного сообщения при его передаче и проверка подписи отправителя после получения (защищенная передача документа) - не характеризует систему электронного документооборота (СЭД) как юридически значимую;
  • · использование ЭЦП во всем жизненном цикле электронного документа (создание, согласование, утверждение, ознакомление с документом и т. д.) - наделяет СЭД юридической значимостью.

На рисунке 3.1 представлена технология оформления электронного документа при помощи электронной цифровой подписи.

ЭЦП создается с помощью закрытого ключа - уникальной последовательности символов, которая известна его владельцу. Получатели

электронного документа, подписанного ЭЦП, имеют возможность проверить

действительность подписи посредством открытого ключа и убедиться в том, что документ подлинный, а ЭЦП принадлежит именно тому лицу, которое в нем указано.

Открытый ключ - это уникальная последовательность символов, которая математически связана с закрытым ключом ЭЦП. Открытый и закрытый ключи образуют так называемую ключевую пару.

Открытый ключ доступен любому пользователю информационной системы в составе сертификата ключа. Сертификат ключа является аналогом документа, удостоверяющего личность, и представляет собой документ на бумажном носителе либо электронный документ с ЭЦП уполномоченного лица (сотрудника) удостоверяющего центра. Сертификат ключа, помимо открытого ключа ЭЦП, содержит идентификационные данные владельца и выполняет две задачи:

  • - подтверждает подлинность ЭЦП;
  • - идентифицирует владельца сертификата ключа подписи.

Аналогом даты на бумажном документе, которую собственноручно проставляет лицо, подписывающее документ, является штамп времени.

Организационная структура, осуществляющая деятельность по управлению сертификатами ключей и поддержке их использования в различных подсистемах корпоративной информационной системы - это удостоверяющий центр.

Удостоверяющий центр может быть внешней организацией или подразделением той или иной компании. Еще одним участником процесса является криптопровайдер - программный или аппаратно-программный модуль, реализующий один или несколько криптографических алгоритмов и

предоставляющий свои функции внешним системам.

Для получения ЭЦП начальник предприятия (подразделения) должен подать заявку на бумажном носителе в центр регистрации. Заявка заполняется для каждого сотрудника, который может обладать правом подписи электронных документов с использованием ЭЦП. Центр регистрации рассматривает и проверяет заявку на подлинность информации, содержащейся в ней. Если информация верна, то пользователь заносится в реестр удостоверяющего центра.

Администратор центра регистрации выдает пользователю закрытый и открытый ключ ЭЦП, сертификат ключа подписи, пароль для связи с удостоверяющим центром. Открытую часть ключа, серийный номер сертификата ключа подписи, информацию о сотруднике в ГВЦ ОАО «РЖД» передает администратору системы АС ЭТД для последующего внесения в список пользователей системы АС ЭТД.

Удостоверяющий центр и центр регистрации обязаны:

  • а) не разглашать регистрационную информацию пользователей, за исключением информации, заносимой в изготавливаемые сертификаты ключей подписей;
  • б) синхронизировать по времени все программные и технические средства обеспечения деятельности по предназначению с сервером времени, размещённым в локальной сети.

Аннулирование (отзыв) или приостановление действия сертификата ключа подписи, изготовленного центром регистрации, осуществляется центром регистрации по заявлению на приостановление сертификата ключа подписи от начальника предприятия, где оформлен сотрудник, имеющий ЭЦП.

Пример. Для осуществления выдачи и учета электронных носителей с ЭЦП, обеспечения генерации сертификатов ключей подписи, на Куйбышевской железной дороге был разработан и утвержден «Порядок получения, передачи и учета ключей электронной цифровой подписи». Функции выдачи и учета электронных ключей e-Token PRO/32k (далее - электронных ключей) служба корпоративной информатизации оставила за собой. Получение ключей ответственными лицами подразделений производится при предъявлении доверенности формы М-2 и требований-накладных формы М-11 на основании определенного ранее полигона внедрения АС ЭТД. Бухгалтерские учетные документы направляются в хозяйственный отдел управления дороги для передачи расходов и стоимости электронных ключей подразделению-получателю (установленным порядком по внутрихозяйственным расчетам).

Учет электронных ключей в службе корпоративной информатизации ведется на основе сохранных расписок (с обязательным указанием идентификационных номеров ключей) и копий «Журналов учета ключевых носителей информации» подразделений-получателей дороги, которые передаются предприятиями в службу после выдачи ключей пользователям.

В системе ЭТРАН для оперативного взаимодействия грузоотправителей и дороги на всех этапах перевозочного процесса - от заказа перевозки до выдачи груза получателю реализована возможность оформления юридически значимых документов с применением ЭЦП со стороны грузоотправителя и ОАО «РЖД» (удостоверяющий центр - компания «Транстелеком»).

Подписание протокола с крупными предприятиями Башкортостана на Куйбышевской железной дороге??филиале ОАО «РЖД» по применению ЭЦП явилось историческим событием для всей отрасли и свидетельствовало о переходе на мировые стандарты по взаимодействию ОАО «РЖД» с пользователями услуг железнодорожного транспорта при организации перевозок грузов (до этого момента ЭЦП использовалась лишь в банковской системе России).

Технологический документооборот ОАО «РЖД», являющийся основой для контроля, анализа, оперативного управления и планирования эксплуатационной деятельности компании, в настоящее время осуществляется в основном (95%) на бумажных носителях путем заполнения и подписания утвержденных форм. Данные некоторых полей бумажных документов передаются в центры сбора информации с помощью сообщений, формат которых разработан для возможности использования телетайпа в качестве устройства ввода. Ряд сообщений оформляется в АРМах специалистов линейных предприятий. Несмотря на проверку введенных данных с использованием форматных и логических методов, возникают рассогласования между оформляемыми документами и сообщениями, поступающими в информационные системы, как по содержанию, так и по времени регистрации, что обусловлено рядом причин, основной из которых является преднамеренное искажение показателей работы предприятия с целью выполнения плановых показателей.

Целью внедрения электронного технологического документооборота является замена бумажного первичного документа, констатирующего фактически произошедшее событие в эксплуатационной работе (например, подача локомотива на подъездной путь, погрузка, перевод его в неисправные, выдача из депо и т.п.), на электронный документ с ЭЦП, как эталонной версии произошедших событий.

Результатом внедрения системы электронного технологического документооборота должно стать:

  • · повышение достоверности данных в информационных системах ОАО «РЖД», являющихся основой для контроля, анализа, оперативного управления и прогнозирования эксплуатационной работы компании;
  • · снижение количества непроизводительных операций при выполнении производственной деятельности на линейном уровне;
  • · повышение качества профилактики аварийности во всех хозяйствах ОАО «РЖД»;
  • · улучшение планирования срочных, оперативных, среднесрочных и стратегических мероприятий и работ;
  • · повышение информированности руководства ОАО «РЖД»;
  • · улучшение технологической дисциплины и управляемости ОАО «РЖД» в целом;
  • · повышение качества представления аналитической информации для всей вертикали управления;
  • · появление возможности создания управляющих информационных систем нового поколения, на основе более достоверных данных, как часть реализации бизнес-целей компании в условиях ее реформирования.

Таким образом, внедрение качественно новых процессов автоматизации технологического документооборота приведет к повышению эффективности и управляемости компании.

Электронная торгово-закупочная площадка РЖД была создана корпорацией ОАО “Российские железные дороги” для оптимизации процесса закупок товаров, работ или услуг для нужд организации, а также для проведения торгов по продаже недвижимого имущества компании. Торговые процедуры на электронной площадке Российских железных дорог регулируются 223 Федеральным Законом.

ЭТЗП РЖД функционирует с 2010 года

Электронная торгово-закупочная площадка обеспечивает ряд возможностей для всех участников закупки, а именно:

    размещение заказов на закупку товаров, работ и услуг или процедур связанных с реализацией недвижимого имущества РЖД;

    электронный документооброт при проведении закупок, который имеет юридическую значимость;

    актуальные информационно-справочную данные.

Виды торгов на электронной площадке РЖД

С начала функционирования ЭТП уже было проведено более 73 000 закупочных процедур. Из них более 5 000 закупок только для субъектов малого и среднего предпринимательства.

На ЭТЗП РЖД доступно множество видов торговых процедур, в которых поставщики могут принять участие:

    Аукцион с ограниченным участием;

    Запрос котировок;

    Запрос котировок с ограниченным участием;

    Запрос предложений;

    Конкурс с ограниченным участием;

    Открытый аукцион;

    Открытый двухэтапный конкурс;

    Открытый конкурс;

    Предварительный квалификационный отбор;

    Размещение оферты.

Самыми востребованными формами закупок, судя по количеству опубликованных процедур, являются:

    открытый аукцион;

    запрос котировок;

    открытый конкурс;

    аукцион с ограниченным участием;

    конкурс с ограниченным участием.

Отдельно вынесены процедуры с недвижимостью, где представлены лоты на продажу или аренду имущества ОАО “РЖД”. Все сделки с недвижимостью проходят в форме открытого аукциона.

Выбрав интересуемый вид закупочной процедуры, можно воспользоваться фильтром для уточнения параметров поиска торгов.

Участие в закупках на площадке РЖД

Для того чтобы принять участие в закупочных процедурах на ЭТЗП РЖД поставщик должен получить электронную цифровую подпись в Удостоверяющем центре ОАО "НИИАС". Контакты удостоверяющего центра есть на сайте ЭТП.

После этого необходимо пройти регистрацию на портале ЭТЗП, заполнив соответствующую форму, которая представлена на официальном сайте.

Подать заявку на участие в электронном формате тендера поставщик может из личного кабинета на сайте, а заявку на бумажном носителе направить по адресу, указанному в закупочной документации.

Подробности о работе на площадке РЖД и порядке проведения процедур Вы можете узнать, изучив Регламент работы и Руководство пользователя, которые также представлены на официальном сайте ЭТП.

ЭТП Транспортных Услуг

Торговая площадка Транспортных услуг является еще одним проектом ОАО “Российские железные дороги”. Она представляет собой электронную систему торговли транспортными услугами.

Средства сервиса позволяют получать информацию о перевозках на Российских железных дорогах.

Каждый подключившийся участник сможет получить доступ к информации:

    по движению и месту нахождения движущегося состава;

    о переходе вагона межгосударственных стыков;

    о месте нахождения контейнеров;

    предварительного расчета провозных платежей.

Боле подробный список возможностей ЭТП ТУ можно посмотреть на официальном сайте площадки.

Для получения информационных услуг необходимо заключить договор с ЭТП. Условия договора, порядок оказания услуг, порядок расчетов и полный список услуг электронной площадки представлен в открытом доступе для незарегистрированных пользователей.

ЭТП Грузовые Перевозки

В декабре 2016 года был открыт тестовый доступ к площадке ЭТП ГП, которая была разработана в рамках проекта "Цифровая железная дорога".

С апреля 2017 года ЭТП Грузовые перевозки была введена в промышленную эксплуатацию.

Это уникальный сервис, позволяющий клиентам заказать услуги по транспортировке грузов с помощью сети Интернет.

Изначально функции площадки позволяли заказать вагон и перевозку, но затем линейка услуг была расширена. Теперь стало возможно заказать разгрузку контейнеров в местах общего пользования и воспользоваться услугой складского хранение грузов.

Сервис “Грузовые перевозки” сейчас находится в стадии активного развития и поэтому возможно появление новых функций данного сервиса.

Официальный сайт площадок РЖД

Официальный сайт ЭТЗП — etp.comita.ru

Официальный сайт ЭТП Транспортных услуг — www.etp.rzd.ru

Официальный сайт ЭТП Грузовые перевозки — etpgp.rzd.ru

На сайтах приведены тарифы для участников процедур, с которыми можно ознакомиться перед заключением договора с площадкой.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника - tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

1. ЭТП РЖД − электронная торговая площадка etpgp.rzd.ru

Электронная платформа для проведения торгов ОАО «РЖД» представляет собой автоматизированный информационный комплекс, который был сформирован для оптимизации манипуляций по закупкам компании «РЖД». Здесь осуществляется покупка продукции, услуг и работ в интересах организации «Российские железные дороги», и производятся процессы по распоряжению неликвидными товарами, списанными изделиями, устройствами, недвижимостью. Платформа – это прекрасный инструмент для поднятия уровня конкуренции на рынке по закупкам.

2. Особенности платформы РЖД

ЭТП РЖД (электронная торговая площадка) подразумевает использование электронных документов. Все процедуры имеют юридическое положение и силу, они аналогичны всем процедурам, что производятся с применением печатей и подписей компании. На ресурсе сохранена вся история манипуляций, актуальная нормативная справочная информация.

Из-за того, что данная площадка считается автономным органом, а сама организация – открытым акционерным обществом, то действия членов рынка не подвержены закону о . Заказчиками считаются дирекции, филиалы и департаменты ОАО «РЖД». Поставщиками являются абсолютно любые физические лица, аккредитованные для участия в закупочных мероприятиях на площадке ЭТПЗ. На сервисе можно увидеть текущие закупочные процессы, которые опубликованы заказчиками и архивными торгами. Сервис размещается по электронному адресу в сети etzp.rzd.ru.

Сервис начал функционировать еще в 2009 году, ранее манипуляции проводились в тестовом режиме. На данное мгновение через представленный торговый сервис производятся огромные денежные обороты. В торгах принимает участие множество авторизированных в виде потенциальных поставщиков организаций, представителей самого разнообразного бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Суммы договоров могут колебаться по стоимости от нескольких тысяч до сотен миллионов рублей. В 2010 году, когда властями России были затвержены лишь пять платформ для помещения разнообразных торгов, резко возросло число коммерческих сервисов общего назначения и узкоспециализированных торговых сервисов. Виртуальная платформа для ведения торгов РЖД к тому моменту уже могла свободно и успешно конкурировать с огромным количеством старых игроков на рынке виртуальных площадок и с новообъявившимися ресурсами тоже.


Хотите пройти аккредитацию на ЭТП "РЖД"

Работая с нами, вы получите наших специалистов, которые пройдут аккредитацию всего за 24 часа.

3. Возможности системы РЖД

Электронная торговая площадка ЭТП РЖД позволяет производить несколько шагов закупочных манипуляций.

    Открытый конкурс.

    Открытое соревнование в два этапа.

    Аукцион открытого типа.

    Прошение котировок.

    Прошение предложение.

    Предварительный специализированный отбор.

    Конкурс с ограниченным участием.

    Соревнования с ограниченным участием в два этапа.

    Ограниченный аукцион.

Все процедуры по торгам ведутся лишь в электронном виде. Конкурсы – это вид тендеров, где для выигрыша, кроме наименьшей цены контракта, следует указать конкурентоспособные характеристики: условия уплаты, период выполнения работ, качество применяемых материалов, вид гарантий. Могут быть представлены и иные параметры, все подсчитывается и учитывается в индивидуальном порядке для каждого конкурса. Заказчик должен сформировать , где будут иметься данные по алгоритму определения победителя, о характеристике оценки, а также детальное техническое задание. Побеждает в тендере тот кандидат, который предоставляет наиболее выгодные и конкурентоспособные условия выполнения заказа. Все торги делятся на определенные подвиды, в зависимости от условий предварительного отбора кандидатов, но алгоритм ведения торгов один. Аукцион с ограниченным участием считается наиболее распространенным вариантом ведения торгов. Заказчиком определяется размер изначальной наивысшей стоимости за лот. При проведении торгов кандидаты понемногу понижают цену с определенным шагом, от 0,5 до 5 процентов от изначальной наивысшей стоимости. Победу одерживает тот, кто сможет предоставить наиболее низкую стоимость договора. Запросы котировок и предложения также считаются частым вариантом проведения торговых процессов. В таких торгах всегда могут принимать участие и юридические лица, что прошли аккредитацию на виртуальной платформе торгов. До окончания периода передачи котировок поставщик вправе отправить лишь одно ценовое предложение, при этом никто не сможет увидеть, какое именно было выслано предложение. После завершения этого периода котировки открываются, и итоги в автоматическом режиме будут выведены в открытый доступ на сайт. Побеждает наиболее выгодный вариант.

Если же говорить о предварительном специализированном отборе на электронной торговой площадке ЭТП РЖД, то стоит учесть, что это не считается самостоятельной закупочной процедурой организации, это лишь первый шаг. В некоторых торгах нужно будет пройти качественный отбор, при каком заказчик увидит, кто платежеспособен, финансово стабилен и профессионален, а кто нет. Далее будут рассматриваться только хорошие и надежные участники. Как правило, такие отборы осуществляются в крупных и больших торгах со стоимостью договора от пяти миллионов рублей.

4. Как начать работать на сервисе РЖД

Для работы на электронной торговой площадке ЭТП РЖД нужно заполучить сертификат ключа виртуальной цифровой подписи закрытого типа в центре «НИИАС». Все данные о том, как получить сертификат, находятся на сайте.

В 2017 году электронная торговая площадка ЭТП РЖД совершила больше семнадцати тысяч торгов в разном виде. Начальная стоимость лотов различная – от 14 тысяч рублей до 43 миллионов и более. Тематика также разная – от услуг по чистке специальной одежды до услуг по профессиональной подготовке специалистов компании.

5. Видео-инструкция найти тендер на сайте РЖД


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Многие государственные компании, закупки которых регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, открывают отдельные торговые площадки, где проводят тендеры для собственных нужд или нужд своих дочек. В некоторых случаях такие системы доступны и сторонним заказчикам — тем, кто не имеет прямого отношения к госкомпании, но которым выгодно и удобно размещать заказы из-за определенного контингента участников. Одна из таких — электронная торгово-закупочная площадка (ЭТЗП) открыта ОАО «РЖД».

Немного истории

ЭТЗП РЖД — торговая площадка, которая первоначально создавалась исключительно для ОАО «Российские железные дороги» и ее дочерних предприятий. Информационная система была введена в промышленную эксплуатацию 21 декабря 2009 года, и сейчас в ней зарегистрировано свыше 10 000 заказчиков. Это и дочерние общества, и филиалы, и сторонние юридические лица, получившие право организовывать на сайте закупки и проводить онлайн-процедуры по распоряжению имуществом.

Электронная торговая система состоит из двух частей: открытой и общедоступной части сайта, где публикуются извещения о планируемых закупках, и закрытой, представленной в виде личных кабинетов заказчиков и поставщиков. С их помощью можно рассылать извещения о проведении процедур и закрытую часть документации (при ее наличии), получать и направлять разъяснения, отправлять и принимать оформленные в соответствующем виде заявки.

Что предлагает торговая площадка РЖД

Торговая площадка РЖД (официальный сайт информационной системы — tender.rzd.ru) содержит перечень процедур, которые могут проводиться на этой ЭТЗП. Согласно 223-ФЗ, госкомпании имеют право закупать товары и услуги как открытыми, так и закрытыми способами. Поэтому РЖД электронная площадка тендеры проводит в следующих форматах:

  • открытые конкурсы и аукционы;
  • открытые двухэтапные конкурсы;
  • запросы котировок и предложений;
  • конкурсы и аукционы с ограниченным участием;
  • запрос котировок с ограниченным участием.

Владельцы торговой площадки гарантируют, что зарегистрированные заказчики смогут получить весь спектр необходимые прав и услуг для размещения заказов и проведения соответствующих процедур. Кроме того, компании могут не переживать за свою нормативно-справочную информацию: она всегда поддерживается в актуальном состоянии.

Поскольку на ЭТЗП РЖД проводятся только электронные виды закупок, то юридическое лицо, которое захочется выступать в роли заказчика и организатора торгов, обязано зарегистрироваться и получить электронную подпись (ЭП). Тут главное, чтобы подпись выдал конкретный удостоверяющий центр - ОАО «НИИАС». ЭП из другого центра не примут.

Результаты деятельности электронной торговой площадки

В соответствии с требованиями закона, компания ОАО РЖД публикует информацию о планируемых закупках, а также отчитывается о завершенных процедурах. В 2017 г. прошло свыше 17 000 торгов в различной форме. Начальная цена лотов разная - от 14 000 рублей до 43 млн. и больше. Тематика заказов тоже сильно варьируется — от закупки услуг по стирке и чистке спецодежды до приобретения услуг по профподготовке руководителей и специалистов организации.

Например, в апреле 2017 года на ЭТЗП РЖД заключено 6 200 договоров. Их общая стоимость — почти 37 млрд. рублей. За первые 4 месяца количество заключенных договоров достигло 23 700, а их общая стоимость давно перевалила за полтора триллиона рублей.

Отдельно надо сказать про закупки у субъектов МСП. По официальным данным, в апреле 2017 года малому и среднему предпринимательству досталась половина от всех заключенных контрактов — чуть более 3 000. За январь-апрель этот показатель составил 9 600 договоров. В общей сложности некрупные предприниматели получили от госкомпании заказов на 46,5 млн. рублей.

Отметим, что это данные исключительно по ОАО «РЖД» и только за первые 4 месяца 2017 года. Статистика по результатам всего периода работы электронной торговой площадки официально не представлена, но, несомненно, будет впечатляющей.

(«Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте») запустили весной 2016 года услугу «Электронная подпись» на SIM -картах для грузоперевозчиков на железных дорогах России .

Партнеры обеспечили транспортные компании, отправляющие грузы по российским железным дорогам, возможностью удаленно совершать юридически значимые операции при подготовке и оформлении перевозочных документов в электронном виде, уменьшить расходы на бумажный документооборот и в целом ускорить бизнес-процессы . В рамках проекта электронные подписи на SIM-картах в течение 2016 г. получат около 10 тыс. компаний.

Электронная подпись , сформированная на SIM-карте, с юридической точки зрения является аналогом собственноручной подписи под документом на бумаге. Она не требует капиталоемких затрат для подключения, ее не нужно хранить на отдельном устройстве и запоминать логины и пароли, подпись всегда находится под рукой – в обычном телефоне или смартфоне, который человек использует ежедневно. Электронная подпись, в частности, защищает электронные документы от несанкционированных изменений и позволяет однозначно определить автора документа.

Технология электронной мобильной подписи интегрирована в автоматизированную систему подготовки и оформления перевозочных документов «Этран » с применением сертифицированных программно-технических средств удостоверяющего центра (УЦ) НИИАС. Пользователи системы «Этран» подписывают электронные документы без специального программного обеспечения на своем рабочем месте и даже без использования компьютера как инструмента формирования электронной подписи. Это особенно актуально для мелкого и среднего грузоотправителя, сотрудники которого зачастую не имеют доступ к стационарному компьютеру.

Для того чтобы воспользоваться услугой, SIM-карту с поддержкой электронной подписи от МТС нужно установить в любое мобильное устройство. Управление операциями происходит в специальном появляющемся SIM-меню на экране мобильного устройства.

«В зависимости от объемов перевозок, одной компании в год требуется от нескольких десятков документов до сотен или тысяч. Электронная подпись на SIM-карте позволяет учесть эту специфику и платить только за то количество документов, которое по факту необходимо для отправки груза», - рассказал руководитель Научно-технического комплекса технологий информационного общества НИИАС Андрей Галдин .
«РЖД является поставщиком услуг для сотен тысяч компаний. Принимая во внимание колоссальные объемы бизнеса, мы представили проект, который позволяет контрагентам корпорации экономить, а одной из крупнейших транспортных компаний мира ускорить бизнес-процессы. Кроме того, флагманский проект с РЖД приближает перспективы выхода электронной подписи на SIM-картах на массовый рынок. В ближайшем будущем электронная подпись станет незаменима для физических лиц, она существенно упростит решение повседневных задач обычных людей. С ее помощью можно будет оформить кредит или страховку, открыть депозит или получить другие банковские или юридические услуги», - рассказал вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич .
МТС вышла на рынок электронного документооборота (ЭДО) в 2013 г., запустив собственный Удостоверяющий центр и продажу электронной подписи на USB -токенах корпоративным клиентам. В декабре 2015 г. МТС получила статус доверенного оператора ЭДО