Магазины

Работники служб охраны труда. Всё о деятельности службы охраны труда на предприятии. Что говорит закон

Какие есть права у службы охраны труда на предприятии? Какие у неё есть законные возможности влиять на трудовую обстановку в организации и соблюдение её руководством и персоналом требований по охране труда? Об этом – в нашей консультации.

Что говорит закон

Сразу отметим, что в Трудовом кодексе РФ права работников службы охраны труда не прописаны. В том числе в статье 217, которая посвящена созданию в организации этой структуры.

О том, что работник службы охраны труда имеет право делать, сказано в Разделе IV постановления Министерства труда России от 08 февраля 2000 года № 14 (далее также – Постановление № 14). Им утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Помимо прочего, они оговаривают задачи, функции, права службы охраны труда.

На практике нередко возникают спорные ситуации на предмет того, имеет ли право работник службы охраны труда совершать то или иное действие. Постановление № 14 поможет сориентироваться в этом вопросе. Хотя все оно носит условно рекомендательный характер.

Перечень прав

Согласно Постановлению № 14, права службы охраны труда на предприятии следующие:

  • в любое время дня и ночи без каких-либо препятствий посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия;
  • знакомиться в рамках своей компетенции с документацией, связанной с охраной труда;
  • предъявлять главам подразделений, другим должностным лицам предприятия обязательные для исполнения предписания о ликвидации обнаруженных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их исполнение;
  • требовать от глав подразделений отстранять от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медосмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе выданных средств личной защиты, а также нарушающих требования законодательства по охране труда;
  • направлять руководителю предприятия предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, которые нарушают требования охраны труда;
  • запрашивать и получать от глав подразделений необходимые материалы и информацию по вопросам охраны труда;
  • требовать в письменной форме объяснения от сотрудников, которые допустили нарушения законодательства по охране труда;
  • привлекать по согласованию с руководителем предприятия и главами подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда;
  • представлять руководителю предложения о поощрении отдельных сотрудников за активную деятельность по улучшению условий и охраны труда;
  • представлять предприятие по поручению его в государственных и общественных структурах при обсуждении вопросов охраны труда.

8. Работники Службы имеют право:

8.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.

8.2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания (рекомендуемая форма - приложение к настоящим Рекомендациям) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.

8.4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.

Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

Представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

V. Организация работы Службы охраны труда

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

VI. Формирование Службы охраны труда

14. Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.01.2001г. № 10.

15. В организации с численностью более 100 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

16. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики деятельности данной организации. Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет
выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

При отсутствии в организации Службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

17. На должность специалиста по охране труда назначаются, как npaвило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техничское) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не
менее 3лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

VII. Контроль и ответственность

18. Контроль за деятельностью. Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и
контроля за соблюдением требований охраны труда.

19. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

20. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.

службы охраны труда в организации,

утвержденным постановлением

ПРЕДПИСАНИЕ

Инженера (специалиста) службы охраны труда

(наименование организации)

«_____»______________ 20____ г.

Кому___________________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

(наименование подразделения организации)

В соответствии со статьей (ями)­­­­­­­­­­­­­­

(наименование нормативного правового акта по охране труда)

предлагаю устранить следующие нарушения:

О выполнении настоящего предписания прошу сообщить до

________ (дата)

письменно (по телефону)_________________________________

Предписание выдал:_________________________________________________

Предписание получил:__________________________________________________

(подпись, дата) (Ф.И.О., должность)

Контроль устранения нарушений провел: ______________________________________________________

(подпись, дата) (Ф.И.О., должность)

по разработке положения (стандарта) «Функциональные обязанности должностных лиц по охране труда»

(извлечения)

Общие положения

1.1.Настоящие рекомендации устанавливают общие подходы к разработке и принятию стандарта (СТП БТ) "Функциональные обязанности долж­ностных лиц по охране труда", которым устанавливаются основные функ­циональные обязанности, ответственность служб и должностных лиц, а также их взаимодействие по обеспечению выполнения законодательства РФ и края об охране труда.

1.2.Рекомендации базируются на требованиях Трудового кодекса РФ, закона Алтайского края от 10.11.1996г. № 51-ЗС "Об охране труда в Алтайском крае" (с изменениями и дополнениями, внесенными законами от 06.04.2001 г. № 16-ЗС и от 14.11.2002 г. № 74-ЗС), постановления админист­рации края от 01.06.99 г. №404 "Об утверждении Положения об организации государственного управления охраной труда в Алтайском крае", постановле­ний Правительства РФ и других правовых актов по охране труда и носят межотраслевой характер. В рекомендациях обобщен и использован опыт ра­боты по организации работ по охране труда на ведущих предприятиях края.

По согласованию с профсоюзным комитетом в такой стандарт могут быть включены полномочия комитетов (комиссий), уполномоченных (доверенных) лиц организации по охране труда.

Важнейшие направления труд сохранной работы: планирование мероприятий (подготовка коллективного договора, соглашения) по охране труда, организация обучения руководителей и специалистов, инструктажей работ­ников, организация ступенчатого контроля и т.п. во многих организациях утверждаются как самостоятельные стандарты.

1.3. Обязательным требованием к такому документу является то, что структура органов управления охраной труда в организации должна быть интегрирована в общую структуру хозяйственного (производственного) управления и точно соответствовать стандартам организации, утвержденных приказами руководителя организации.

1.4. Стандарт организации "Функциональные обязанности должностных лиц по охране труда" начинается с вступления ("Общих положений"), краткораскрывающего его содержание, назначение и область распространения правовой (нормативный) статус, порядок внесения дополнений и изменений, срок действия. Последующие статьи этого стандарта последовательно раскрывают обязанности и права должностных лиц (служб), начиная с высшего должностного лица организации.

Организация службы охраны труда

В зависимости от характера, объемов работ и количества работающих на предприятиях создается служба охраны труда, а на небольших предприятиях (до 50 человек) ее функции выполняет инженер по охране труда. Согласно действующему законодательству ликвидация службы охраны труда допускается только при ликвидации предприятия.

На работников службы охраны труда возлагаются следующие обязанности:

планирование работ по охране труда и контроль его выполнения;

разработка положения об организации управления охраной труда;

разработка функциональных обязанностей по охране труда всех руководителей структурных подразделений и других должностных лиц;

паспортизация условий труда на рабочих местах;

внедрение межотраслевых и отраслевых стандартов и других нормативно-правовых актов по охране труда;

расследование и анализ производственного травматизма, его учет и разработка соответствующих мер предупреждения;

обучение работающих и пропаганда знаний по охране труда.

Какие права имеют работники службы охраны труда?

В случае выявления нарушений требований нормативных актов по охране труда работники этой службы имеют право:

предоставлять руководителям структурных подразделений обязательные для исполнения предписания по устранению имеющихся недостатков, отменить которые вправе только работодатель;

требовать от руководителей подразделений необходимые материалы, документацию, объяснения по вопросам охраны труда;

требовать отстранения от работы лиц, не прошедших медицинский осмотр, не имеют допуска к соответствующим работам или не выполняют требования нормативных актов;

останавливать работу машин, механизмов, создающих угрозу жизни или здоровью работающих;

направлять работодателям представления о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда.

Обучение по вопросам охраны труда

Порядок обучения и проверка знаний по вопросам охраны труда осуществляется на основании Типового положения (НПАОП 0.00-4.12-05), которое направлено на реализацию непрерывного обучения по вопросам охраны труда. Ответственность за организацию обучения по вопросам охраны труда возлагается на работодателя.

В зависимости от специфики производственной деятельности на предприятиях разрабатываются и утверждаются ежегодные планы-графики обучения и проверки знаний по охране труда лиц, работающих или нанимаются на работу.

Должностные лица один раз в три года проходят обучение и проверку знаний по охране труда в органах отраслевого и регионального управления охраной труда.

Работники на работах с повышенной опасностью проходят предварительное специальное обучение и один раз в год-проверку знаний соответствующих нормативных актов по охране труда. Перечень таких работ утверждает Госгорпромнадзор.

Формой проверки знаний по охране труда является экзамен. Результаты проверки знаний оформляются протоколами и заносятся в журналы, форма которых установлена действующим законодательством.

Организация обучения безопасности труда должно осуществляться путем проведения вводного, первичного, периодически повторного, целевого и внепланового инструктажей.

Как проводится вводный инструктаж?

Вводный инструктаж с лицами, принимаемых на работу, производится независимо от их образования, стажа и опыта работы, а также со студентами и учащимися, прибывшими для прохождения производственной практики, обучения или выполнения определенных работ.

Вводный инструктаж проводит специалист службы охраны труда или лицо, на которое возложены эти обязанности. Этот инструктаж проводится по программе, разработанной службой охраны труда в соответствии с характером производственной деятельности.

О проведении вводного инструктажа делается соответствующая запись в специальном журнале, а также в документе о приеме работника на работу.

8. Работники Службы имеют право:

8.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.

8.2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания (рекомендуемая форма - приложение к настоящим Рекомендациям) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

8.3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.

8.4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

8.5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

8.6. Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.

8.7. Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

8.8. Представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

V. Организация работы службы охраны труда

9. Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

10. Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

12. Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

VI. Формирование службы охраны труда

14. Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденных Постановлением Минтруда России от 10 марта 1995 г. N 13.

15. В организации с численностью более 100 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

16. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики деятельности данной организации. Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

При отсутствии в организации Службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

17. На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

В Трудовом кодексе РФ речь идет о том, что организации, имеющие в своем штате менее 50 человек, имеют право привлекать специалистов по договору оказания услуг. Если численность работников составляет свыше 50 человек, можно ли привлечь специалиста по договору оказания услуг? Имеет ли право индивидуальный предприниматель оказывать услуги в качестве инженера по охране труда? Можно ли, не имея в штате инженера по охране труда, заключить договор аутсорсинга с ИП?

Консультаций: 450

В ст. 217 Трудового кодекса РФ предусматривается следующее.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч. 1).

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2).

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 3).

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 4).

Обратите внимание: нормы, установленные ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются на работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.

Таким образом, требования ч. 1 ст. 217 ТК РФ обязывают работодателя, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (см. письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673).

Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 утверждены Рекомендации по организации работы Службы охраны труда в организации, с которыми работодателю необходимо ознакомиться.

Кроме этого, гострудинспекции штрафуют работодателей за невыполнение требований Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. При этом штрафы в отношении должностных лиц (гендиректоров) и юридических лиц (организаций и предприятий) достигают до полумиллиона рублей, что для «малышей» (мини-предприятия и предприятия малого бизнеса) является, по сути, разорительным.

При формулировании вины гострудинспекции используют совокупность нарушений целого комплекса статей ТК РФ (ст. 76, 212, 225). Причем вина должностных лиц (гендиректоров) и юридических лиц (организаций и предприятий) вменяется по отношению к каждому работнику, который должен был пройти обучение.

Согласно п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят в том числе руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.