Бизнес

Алгоритм проведения комплексного анализа текста. Как делать комплексный анализ текста Разнообразные формы работы с текстом

19:31 20.06.2013

Опытные трейдеры отмечают, что дисциплина — одна из важнейших составляющих успешной торговли. Работа на валютном рынке Форекс будет гораздо проще и успешнее , если у трейдера есть правильно составленный план, своеобразный шаблон поведения, которого трейдер придерживается в любой ситуации.
Торговый план обобщает в себе знания трейдера о рынке, дает четкое понимание ситуации, определяет торговую стратегию. Чтобы составить торговый план, трейдеру необходимо провести анализ рынка . Это может быть как фундаментальный, так и технический анализ. В данной статье мы рассмотрим пример составления комплексного анализа.
Анализ проводится на нескольких таймфреймах , по убывающей. Например, сначала Н4, на Н1 и М30. Помним, что в техническом анализе линия, проведенная на графике старшего таймфрейма, более сильная и значимая, чем на младшем.

1. Проанализируйте движения выбранной валюты по графику старшего временного периода, например Н4. Помните правило — «Тренд ваш друг». Поэтому всегда приоритетны сделки в направлении действующей тенденции.
Постройте на графике линии тренда и канала, линии поддержки и сопротивления. Зафиксируйте для себя отдельно значения трёх ближайших к текущей цене уровней сопротивления и, соответственно, трёх уровней поддержки.
Далее включите на графике цены индикаторы, которые входят в вашу торговую систему , и определите типы сигналов, которые дают индикаторы. Помните, индикаторы дают лишь подтверждения вашим торговым намерениям. Сами намерения вы формулируете, основываясь на трендовом анализе графика.

2. Переключитесь на график более мелкого временного интервала, например, М30. Так же постройте на нём линии тренда и канала, поддержки и сопротивления. Зафиксируйте для себя отдельно значения трёх ближайших к текущей цене уровней сопротивления, соответственно, трёх уровней поддержки. Определите направление тренда. Если сильные уровни и направление тренда старшего и более младшего таймфрейма совпадают, то это усиливает сигнал.

3. Проанализируйте фундаментальные данные, как вышедшие к моменту начала торговли, так и те, которые выйдут в течение дня. Оцените их возможное влияние на движение валюты.

4. Составьте для себя сценарий действий при достижении ценой какой-то выделенной вами области цен, где вы планируете открывать сделку.
Сразу наметьте для себя цену открытия позиции и ожидаемую цель (take profit), а также возможную цену закрытия позиции с убытка (stop loss). При определении целей, как для прибыли, так и для возможных убытков, взвесьте, соответствует ли сделка правилу мани-менеджмента: «Потенциальная прибыль должна быть больше возможного убытка». Т.е. не открывайте позицию, если ожидаемая прибыль сравнима или меньше намеченных рисков.

5. После составления торгового плана реализуйте его. Помните, правильные решения должны быть основаны только на логических принципах. Не отклоняйтесь от намеченного плана, не допускайте доминирования эмоций.

рекомендуется наряду с чтением художественной литературы как ведущая форма самостоятельной работы студентов; является основой для работы на практических занятиях, подготовки докладов, рефератов и письменных работ всех видов.

Комплексный анализ художественного текста направлен на постижение авторского замысла: на комментирование непосредственно воспринимаемых пластов текста и выявление его имплицитных (скрытых) смыслов, на установление внутренних связей, перекличек между его составляющими, на формирование у студентов особого отношения к исследуемому художественному произведению – как к «единому, динамически развивающемуся и вместе с тем внутренне завершенному миру» 4 .

Комплексный (филологический) анализ художественного текста осуществляется с учетом непосредственного читательского восприятия и опирается на методики литературоведческого, лингвистического и лингвостилистического анализа – что позволяет преодолеть субъективизм и импрессионистичность первоначальных выводов и наблюдений над текстом.

    Литературоведческий анализ предполагает выявление жанровой природы и проблематики текста, его системы образов и характера композиции произведения;

    Лингвистический и лингвостилистический анализ рассматривает языковые элементы, образующие текст, а также феномен соединения языковых элементов в единый художественный образ, т.е. изучает то, «как образный строй выражается в художественной речевой системе произведения» 5 .

Работа по осуществлению комплексного (филологического) анализа предполагает «челночный» (Л.Ю. Максимов) характер исследования: постоянные переходы от содержания к форме и обратно, постоянное фиксирование разнонаправленных связей между различными аспектами содержания и различными аспектами формы. По этой причине предлагаемый план анализа носит исключительно схематический, предварительный характер и подразумевает многократное обращение к каждому пункту работы.

Основные пункты комплексного анализа литературного произведения:

Жанровая принадлежность текста («как некий канон произведения, определяющий ожидания читателя и особенности формы текста») 6 .

Предмет изображения («тема произведения» в узком понимании термина, круг явлений и событий, образующих жизненную основу произведения).

Предмет художественного постижения («тема произведения» в широком понимании термина, «все то, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки» 7).

При работе с этим пунктом следует помнить, что тематика подлинно художественных произведений многопланова, как правило, не исчерпывается какой-то одной позицией.

В.Е. Хализев называет в этой связи следующие возможные аспекты тематики:

1. Т.н. вечные темы – моменты, явно или подспудно присутствующие в произведениях всех стран, эпох, эстетических систем. К кругу вечных тем относятся:

Онтологические универсалии – представления о неких вселенских и природных началах, свойствах и состояниях Бытия, мироздания (хаос и космос, движение и неподвижность, жизнь и смерть и т.п.);

Антропологические универсалии – представления о фундаментальных свойствах и состояниях человека и человеческого мира, а именно:

    о духовных началах человеческого бытия (гордыня и смирение, склонность к созиданию либо разрушению, отчужденность и причастность и т.д.);

    о душевных и телесных устремленностях человека (любовное влечение, жажда власти, тяга к материальным благам и т.д.);

    о чертах сознания и бессознательного, определяемого в людях их полом (мужественность и женственность);

    о возрастных периодах человеческой жизни (феномен детства, старости и под.);

    об исторически устойчивых формах существования людей (труд и досуг, будни и праздники, мирная жизнь и периоды социальных потрясений, жизнь в доме и на чужбине и т.д.)

2. Темы, определяемые спецификой конкретно-исторического момента (т.е. специфика различных менталитетов и культурных традиций, особенности бытового уклада народностей, явления исторического времени и современности).

3. Темы, определяемые феноменом присутствия автора в тексте (к этому аспекту тематики относятся: воссоздание автором собственной его личности и судьбы в тексте художественного произведения, осмысление им собственного присутствия в мире, конкретно-исторической реальности и отношений с ними). 8

Определите соотношение возможных аспектов тематики в анализируемом тексте (какие из тем наиболее важны для автора, каким уделено меньше внимания?), прокомментируйте расстановку смысловых акцентов в произведении.

Направление художественного постижения (проблематика произведения: какие вопросы ставит автор в связи с интересующими его темами?).

Специфика конфликта произведения : Какие составляющие художественного мира находятся в противостоянии? «Внешний» / «внутренний»; единичный / множественный характер имеет конфликт, меняется ли его качество по мере развития сюжета? Каким образом проявляется конфликт (в сюжетных столкновениях / противостояниях характеров, жизненных позиций / внесюжетно: в композиционном контрасте, стилистической антитезе)? Какова структура сюжета произведения в его соотнесенности с конфликтом (завязка, кульминация развязка)? Каков характер разрешения конфликта и тип ожидаемой читательской реакции на развязку?

М.Н. Эпштейн отмечает в этой связи следующие варианты:

    «примирение и ли крушение противоборствующих сил, заставляющее читателя возвыситься над их односторонностью (развязка-катарсис);

    победа одной из сил, заставляющая уверовать в ее правоту и жизнеспособность («тенденциозная» или «ангажирующая» развязка»);

    невозможность примирения или победы, оставляющая силы во взаимном обособлении и выносящая конфликт за пределы произведения – в жизнь, ставящая вопрос о возможном исходе конфликта перед самим читателем (проблемная развязка)» 9 .

Каково отношение автора к различным сторонам конфликта и характеру его разрешения? Каким образом конфликт определяет эстетическое содержание произведения, его пафос (трагический, комический, героический, сатирический, идиллический)?

Важно : при работе с данным пунктом анализа художественного произведения обратите особое внимание на родовую принадлежность текста (термин “Конфликт” безусловно применяется к эпическому и драматическому родам литературы, лирические же произведения могут в отдельных случаях характеризоваться ослабленным или даже отсутствующим конфликтом), а также на отнесенность его к культурно-исторической эпохе, эстетической системе (произведения, объединенные по этим признакам, обладают известным сходством конфликтов, путей их разрешения и авторских интенций в этой связи).

Сюжет произведения:

Источник сюжета художественного произведения (традиционный / с опорой на автобиографические или иные события / индивидуальный авторский вымысел); тип сюжета (концентрический / хроникальный / многолинейный). Сюжет как основная область реализации характеров персонажей произведения: сюжет и фабула произведения, их соотношение, структурные части сюжета (завязка, кульминация, развязка) и фабулы (пролог, обрамляющий сюжет, перипетии, эпилог); внутреннее членение фабулы как отражение динамики жизненных обстоятельств / внутренней жизни героя. Сюжет как основная форма выражения конфликта ; внутрисюжетные (локальные и преходящие, разрешимые) конфликты и устойчивые (неразрешимые) конфликтные состояния 10 .

Важно : при работе с данным пунктом анализа обратите особое внимание на родовую принадлежность произведения: в лирике роль сюжета может быть ослаблена.

Временная и пространственная организация текста:

Важно : данный пункт не предполагает анализа характера изображенной эпохи (основных ее составляющих, влияния ее на жизнь человека, социальных групп и т.д.), а также смысловой нагрузки деталей предметной среды (как начала, характеризующего персонажей, эпоху и т.п.). Он посвящен анализу приемов , позволяющих автору конструировать художественный мир произведения как в большей или меньшей степени жизнеподобный, доступный для восприятия читателя, – т.е. обладающий временными и пространственными характеристиками.

Художественное пространство произведения : количество пространственных сфер, выразитель каждой из них (с чьей точки зрения изображена та или иная пространственная сфера?), в случае сосуществования нескольких пространственных сфер в рамках одного произведения – тип их взаимодействия (изолированы / не изолированы они друг от друга, кто из персонажей и каким образом осуществляет контакт между ними?) и характер их взаимоотношений в произведении (сближение, противопоставление и т.п.). Элементы, создающие образ пространства (или нескольких пространств), характер соединения элементов между собой (мозаичная / целостная картина мира; открытое / замкнутое пространство; расширяющееся / сужающееся по отношению к персонажу), степень жизнеподобности / условности художественного пространства;

Художественное время произведения : «календарное» время текста; его одномерность / многомерность;

(одномерность времени – феномен, при котором время изображаемых событий и время рассказывания о них, восприятия их равны или близки друг другу, он имеет место, например, в некоторых лирических стихотворениях, структурных частях драматических произведений; более распространенный случай – многомерное художественное время: период, о котором рассказывается в произведении, не равен времени рассказывания, восприятия).

В случае многомерности художественного времени: варианты, приемы временных смещений (сокращение изображаемого времени : информативные «пропуски», выделение крупным планам центральных событий в ущерб созданию полной картины и т.п.; растяжение изображаемого времени : описание одновременных событий, сопоставление событий, повышение художественной образности при изображении событий); линейный (последовательный) / нелинейный характер изображения событий, членение художественного текста на периоды и характер связи между ними (причинно-следственный, линейный, ассоциативный), скорость течения времени в каждом из периодов.

Образный строй произведения:

    Система персонажей произведения: центральные персонажи и персонажи второго плана; персонажи-индивидуальности и коллективные персонажи. Персонажи в художественном мире произведения (смысловая нагрузка образов литературных героев, их точка зрения на действительность, самих себя и других персонажей; разновидности художественных функций литературных персонажей: персонажи-двойники, персонажи-антагонисты, герои-резонеры, антигерои, персонажи-носители аспектов авторского мироощущения и т.д.). Персонажи литературного произведения как самоценные образы: их внутренний мир и ценностная ориентация, способы ее выражения: формы поведения, речи, портретная характеристика; психологизм изображения персонажей.

    Образы внеположенной человеку действительности: природы, быта, историко-политической, социальной, культурной реальности и т.п.: художественные детали, а также персонажи центрального и второго плана (их высказывания, поступки, характеры), определяющие специфику этих образов. Объективно-бесстрастный или субъективно-эмоциональный, последовательный или выборочный характер изображения этих сфер. Эпизодический или постоянный характер присутствия образов внеположенной человеку действительности в произведении. Художественная нагрузка образов в произведении. Самоценный характер образов в произведении: вопрошания, размышления и переживания автора в их связи.

    Соединение единичных образов художественного произведения в образы судьбы, мира, бытия (образование художественной модели мира), характер художественной концепции произведения:

    Каковы начала, образующие бытие?

    Каков его облик? (хаотично или упорядоченно бытие? доступно или недоступно объективному воссозданию? обладает или не обладает смыслом, целью? имеет эстетический или антиэстетический облик?)

    Какое место среди них занимает человеческий мир?

    В каких отношениях находится человек с мирозданьем? (укоренен ли человек в бытие или отторжен от него? внятны ли человеку законы существования, осуществления бытия или же являются для него непостижимыми? каков характер пребывания человека в мире: деятельно-преобразующий / созерцательный / опустошенно-пассивный; меняется ли он на протяжении произведения?)

Структура повествования – как количество и характер организации повествовательных «точек зрения» в изображении событий и предметности.

Под «точками зрения» понимаются носитель / носители художественного сознания и речи, чьи монологи образуют текст произведения. Такими носителями сознания могут быть повествователь-рассказчик (выступает как один из персонажей художественного мира: очевидец, участник событий, носитель воспоминаний), повествователь-комментатор (выступает как начало, внешнее по отношению к художественному миру, занимает, как правило, позицию «всезнания», предлагает читателю свою интерпретацию событий), а также литературные персонажи.

Важно : при работе с данным пунктом обратите особое внимание на родовую принадлежность произведения. Эпический и драматический род литературы предполагают дистанцию между сознанием автора произведения и «точками зрения» повествователя, рассказчика, голосов персонажей; в то время как лирика и смежные с ней формы литературы – такие, как лирическая проза, – основаны на большем сближении этих начал.

Особенности организации каждой из повествовательных «точек зрения»: тип повествования (от первого лица / от третьего лица), характер видения и воспроизведения мира носителем каждой из точек зрения: достоверный / недостоверный, детализировано-конкретный / обобщенно-умозрительный; ограниченный пространственно-временными рамками / свободный от данных ограничений; внешний по отношению к повествователю, персонажу/ приближенный к его внутреннему миру, личностно значимый для него.

Характер задаваемого адресата текста: к каким сторонам личности читателя обращается текст? на человека какого душевного склада он рассчитан? Есть ли в тексте произведения приемы установления непосредственного контакта с читателем, каковы они?

Филологический строй текста – языковые элементы, образующие каждую из повествовательных «точек зрения»:

    Лексическая организация текста: Каково соотношение нейтральных и эмоционально окрашенных слов в тексте? Используются ли в тексте слова ограниченных в употреблении лексических групп (историзмы, архаизмы, диалектная лексика, жаргонная лексика, просторечная лексика, слова, маркированные принадлежностью к определенному функциональному стилю)? Соблюдаются ли в тексте правила лексической сочетаемости слов?

    Фонетическая организация теста: Наличие / отсутствие аллитераций и ассонансов, повторов и перекличек звуковых рядов.

    Грамматическая организация текста: Слова каких частей речи преобладают и почему? В каких формах стоят слова преобладающих частей речи? Каково преимущественное употребление форм времени глаголов? Какова взаимосвязь с ними причастий и деепричастий? Какова роль прилагательных и наречий при конкретизации названных существительными и глаголами предмета речи, его действия, состояния?

    Синтаксическая организация текста: Каково соотношение сложных и простых предложений в тексте? Однотипны / разнотипны они по структуре? Какие виды предложений (по цели высказывания, по эмоциональной окраске) используются в тексте? Наличие / отсутствие союзов и их роль в тексте? Имеют ли место повторы или пропуски слов, предложений?

    Использование тропов, риторических фигур, стилистических фигур.

Используйте метод стилистического эксперимента для определения специфики стиля повествовательных «точек зрения»: искусственно замените, предложите свой вариант слова / словосочетания / речевого оборота / грамматической конструкции и т.д. для доказательства целесообразности отбора автором языковых средств, для определения их смысловой нагрузки в воплощении художественного замысла.

Система словесных образов произведения – как совокупность эстетических единиц, образующих каждую из повествовательных «точек зрения».

Данный пункт предполагает выявление ключевых для произведения образов и анализ их бытования в произведении: связи каждого образа с другими элементами текста, «развертывания» («приращения») смысла 11 каждого из образов и их взаимной соотнесенности.

    Происхождение образов – при посредстве какого художественного приема возникают образы: художественный перенос наименований (тропы) / особая эмоциональная, смысловая нагрузка художественной детали, авторская установка на ее особый статус в произведении.

    Характер образов – чем они мотивированы в тексте: изображаемой реальностью / литературной традицией / сознанием носителя повествовательной «точки зрения».

    Соотносятся ли словесные образы с сюжетом произведения (предваряют его / выполняют проспективную функцию 12 , т.е. обращаются к опущенным звеньям повествования)?

    Каково соотношение словесных образов с изображаемым миром, какой из его аспектов они выявляют: зрительно воспринимаемую сторону / внутреннюю сущность его явлений, событий / подверженность всех составляющих мира субъективному восприятию?

    Единичный характер имеют словесные образы текста или же они соотнесены друг с другом; как проявляется их соотнесенность (значимые повторы образов)?

Композиция произведения – «как взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств произведения» 13 .

Внешняя композиция произведения – членение его на структурные части: основной текст (в составе которого выделяют – в зависимости от рода литературы – главы, абзацы, строфы, акты, действия, явления и т.п.) и раму произведения (совокупное обозначение компонентов, окружающих основной текст: имя / псевдоним автора, заглавие и подзаголовок, эпиграфы, посвящения, предисловие, послесловие, примечания, оглавление, дата и место создания произведения). Смысловая нагрузка и взаимосвязанность элементов внешней композиции произведения или же их значимого отсутствия.

Внутренняя композиция произведения – организация текста как вереницы приемов, направляющих восприятие литературного произведения и выявляющих специфику авторского замысла. Художественная нагрузка основных композиционных приемов:

    Повторы (на разных языковых уровнях: фонетические, семантические, синтаксические, композиционные и т.п.), сопоставления и противопоставления в структуре произведения.

    Мотивы (как повторяющиеся дословно или приблизительно «детали, образные обороты, интонации, возникающие как способ характеристики персонажа, положения, переживания» 14).

    «Распределение и соотнесенность детализированных изображений и обобщенных (суммирующих) описаний» 15 (предметности, обстоятельств внешней и событий внутренней жизни человека) в структуре произведения.

    Структура повествования: порядок следования «точек зрения» в изображении событий и предметности.

    Количество, порядок следования и соотнесенность друг с другом и с сюжетом произведения внесюжетных элементов (вставных новелл, лирических отступлений и т.п.).

    Ведущий принцип соединения значимых частей текста: причинно-следственный (продиктованный логикой изображаемых обстоятельств) / монтажный.

Способы выражения авторской позиции в произведении: ключевые (повторяющиеся) единицы текста, объединение их в мотивы, доминанты (тематические, эмоциональные) текста, характер заглавия текста, семантика имен собственных в произведении, ремарки в драматических произведениях, словесные мотивы и особенности лирической интонации в поэтических произведениях.

Интертекстуальные связи произведения (отсылки к разного рода литературным источникам, заявленные в анализируемом тексте).

Элементы художественного текста, устанавливающие интертекстуальные связи:

    Заглавие, отсылающее к другому произведению /

    Эпиграфы /

    Обозначенные и необозначенные цитаты, включенные в текст, реминисценции (как упоминания произведений литературы, их авторов, персонажей, мотивов и т.п. вне прямого цитирования) и аллюзии (как упоминания внелитературных, чаще всего исторических, общественно-политических фактов вне прямого цитирования) как разновидности литературной интертекстаульности /

    Т.н. «точечные цитаты» – имена литературных героев или мифологических персонажей, включенные в текст /

    Сюжетное или стилевое пародирование чужого текста /

    Пересказ чужого текста, включенный в рассматриваемое произведение /

    Жанр произведения – в том случае, если он отсылает к фактам предшествующей литературы.

Тип литературной цитации: сознательная отсылка к литературному источнику / бессознательное воспроизведение литературного шаблона / случайное совпадение 16 .

Характер литературной цитации: самодостаточно-игровая / диалогическая (в этом случае автор целенаправленно создает своего рода «перекличку» между своим и чужим текстом, акцентируя определенные эмоциональные и смысловые аспекты каждого из них).

Художественные итоги произведения: произведение как воплощение эстетических ценностей, произведение как воплощение представлений автора о мире и человеке в нем, произведение как воплощение авторского эмоционального отношения к миру и человеку в нем.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

Мы имеем дело с текстом, если предложения объединены единой темой и связаны друг с другом грамматически и по содержанию. Композиционное единство и относительная завершённость позволяют дать общий заголовок и выделить смысловые части. На уроках литературы требуется комплексный анализ текста, составлению которого и посвящена предлагаемая статья. В качестве примера будет рассмотрена притча «Об уставшем путнике».

Понятие

Целью анализа является развитие способностей осознания идейно-эстетической ценности произведений и объяснения истоков их выразительности. Благодаря им учащиеся смогут писать сочинения-размышления и иные тексты, пополняя словарный запас и пользуясь различными стилями речи. Что же такое анализ текста, как делать его правильно?

М. Гаспаров выделяет три уровня, которые необходимо освоить в исследовании произведения:

  1. Идейно-образный (впечатления и эмоции, авторские идеи и мотивы написания, основные персонажи и отношение к ним сочинителя).
  2. Стилистический (анализ синтаксиса и лексики).
  3. Фонический (строфика, ритмика, метрика), применяемый для лирических произведений.

Комплексный анализ текста требует определённой подготовки и знаний, на которых мы подробнее остановимся в следующем подзаголовке.

Алгоритм действий

Чаще всего литература имеет дело с художественными произведениями - мельчайшими единицами литературного творчества, где сказанное автором слово о его понимании жизни преломляется через восприятие читателя. Анализ художественного текста требует следующих действий:

  • внимательного прочтения с выделением отдельных частей (глав, подзаголовков, абзацев);
  • размышления над заглавием, несущим основную идею сочинения;
  • составления плана текста;
  • изучения лексики и выяснения значения незнакомых слов по словарю;
  • сбора информации об авторе и его мировоззрении, исторической эпохе и особенностях создания произведения;
  • знания теории литературы, раскрывающей, что такое жанр, композиция, хронотроп;
  • владения навыками выделения художественных средств выразительности (эпитетов, метафор, гипербол).

План анализа

Для того чтобы рассмотреть произведение в единстве формы и содержания, план должен включать литературоведческий и лингвистический аспекты. Его схема должна предварять анализ текста. Как делать исследование художественного произведения? Предлагается следующий вариант плана:

  1. Тема, основная проблема и смысл заглавия.
  2. Авторская позиция.
  3. Микротемы.
  4. Части текста и средства связи между ними.
  5. Речь, стиль, жанр произведения.
  6. Используемые средства выразительности, их роль.
  7. Композиция текста.
  8. Читательское отношение к проблеме произведения, эмоциональное восприятие.

Анализ текста, пример которого будет рассмотрен в статье, основан на содержании литературного произведения. Небольшая притча «Об усталом путнике» повествует о группе людей, поднимающихся в гору. Все шли весело и легко, и лишь один отставал от остальных и жаловался на усталость. Сначала ему мешала тяжёлая поклажа, и друзья решили освободить его от ноши. Через некоторое время путник снова стал задерживать идущих и брюзжать, что у него болят ноги. Товарищи решили нести приятеля на руках, но услышали стоны о том, что он устаёт и тогда, когда его несут. Путника бережно опустили на землю, но недовольный вновь поведал о том, как ему тяжело лежать.

Господь услышал стоны и послал молодому человеку вечный покой. Смерть от лени испугала спутников, посчитавших такой конец жизни презренным. Для них умереть с честью - это умереть от работы, поднимая свою душу в Гору Жизни.

Анализ текста: как делать его на примере конкретного произведения

Тема притчи - это отношение к жизни как к деянию и постоянному труду, что и составляет суть человеческой жизни. Автора интересует проблема соотношения человека и общества, жизни и смерти, труда и бездействия. Его вывод: только труд ведёт личность к самосовершенствованию и душевной красоте. А значит, и к Богу.

В тексте выделяются четыре строфы, разворачивающие микротемы: уставший человек и путники, люди и Бог, моральный аспект, авторское заключение. Первые две строфы связаны цепной, а последующие - параллельной связью. Это помогает отразить последовательность и логичность событий и формирования авторской мысли.

Анализ текста, пример которого рассматривается в статье, позволяет определить произведение как притчу - рассказ, содержащий поучение. Это малая форма эпического произведения, в котором присутствует дидактическая идея. Действие не привязано к конкретному месту, но оно могло произойти в любую эпоху и в любом месте.

Стиль произведения - художественный. Разговорная речь переплетается с книжной, торжественной лексикой.

Завершение анализа

  • Богатый синонимический ряд для центрального персонажа, что делает его образ более объёмным (уставший - один - путник - недовольный - горе-путник - утомлённый дорогой ).
  • Повторы слов, помогающие подчеркнуть надоедливость главного героя.
  • Парные антонимы, превращающие произведение в сплошную антитезу: все - один, весело - брюзжа, труд - лень, жизнь - смерть.
  • Разнообразие лексики: от пафосных слов (презрен, прах ) до отрицательно-оценочных (брюзжал ), позволяющее передать иронию автора по отношению к путнику.

Производя анализ текста, как делать переход к композиции? Сначала следует определить, как развивается сюжет. В данном примере - линейно. Есть завязка - отставание уставшего путника и его диалог с товарищами. Кульминацией становится реплика, обращённая к Богу, что и «лежать он тоже устал». Развязка - это обретение вечного покоя.

Система образов выстроена в форме треугольника: путники - уставший - Бог. Всевышний не находится в состоянии взаимодействия с персонажами, он - над ними, выполняя, по сути, мечту страждущих.

Используемые фразеологизмы и заключительные размышления автора об уходе из жизни уставшего путника способствуют тому, что вместо негативного отношения к герою читатель испытывает сочувствие. Так неразумно и нелепо распорядился тот своей жизнью. Бог остаётся с теми, кто продолжает своё нелегкое восхождение на Гору Жизни.

Анализ текста по литературе не может обойтись без личного отношения к прочитанному, ибо любое художественное произведение призвано воздействовать на эмоции человека.

Анализ текста - вещь не самая простая. Для того, чтобы комплексно изучить и понять сложный художественный текст или философский трактат (научные, отраслевые тексты опускаем) не всегда достаточно даже самого внимательного прочтения. Нужны правильные инструменты. Такими инструментами считаются герменевтика и семиотика. Герменевтика - искусство толкования текстов, как древних манускриптов, так и сложных философских трактатов. Что мы можем позаимствовать из этой науки на простом, обывательском уровне, да простят нам Гадамер с Рикером, - метод "вживания", попытайтесь отождествить себя с персонажами, перенести себя в ситуацию. Пусть это сложно, требует определенной подготовки, но это весьма эффективный способ. Найдите информацию об авторе, об эпохе, сделайте бриф исторических событий, политической карты мира - это поможет вам считать правильные смыслы.

Семиотика - наука о знаке. С точки зрения семиотки, культура - мир знаковых систем. Чем это может помочь? На самом примитивном уровне, встреченная и весьма храктерная для американского детектива фраза: "он показал большой палец или средний палец", - без понимания трактовки знаков может ввести читателя в заблуждение. Более глубокий уровень семантического анализа, об этом много писал в своих трудах Ю.М. Лотман, - понимание взаимоотношения между знаками, культура интерпретации, характерная для той или иной эпохи, страны, среды. Другими словами, нам надо понимать, "кто" нам говорит - положение автора в обществе, обязательства, которые он имел перед обществом, например, часто в современных текстах, ссылаются на Аристотеля, как на родоначальника идей демократии, глашатая свободы и равноправия, это все отчасти верно, но когда мы это читаем, всегда следует помнить, что он также был одним из ярых апологетов рабства, когда он говорил о человеке, следует понимать, что это только взрослый мужчина эллин, все остальные не были даже людьми по мнению великого Аристотеля. Ярослав Мудрый, который спустя много лет знакомился с трудами Аристотеля, закладывая основы нашего с вами понимания о правде и справедливости, в глазах своего учителя был бы не более, чем варваром, животным.

Второй наглядный пример семантических взаимосвязей - старый эксперимент, котрым часто удивляют культурологи свои аудитории в России. Если попросить зал крикнуть певое существительное, что придет им в голову, после сказанного тобой, и сказать "кошка", большинство людей крикнет "мышка" - у нас в России это четкая взамосвязь прослеживается всегда, как и то, что лиса - хитрая, а медведь глупый, однако вооружившись эим семантическим аппаратом, пытаясь понять сказки Древнего Востока, Америки, вы скорее всего столкнетесь с непониманием.

Резюмируем вышесказанное. Для понимания текста нужно: иметь информацию об авторе, исторической эпохе, культуре, языке (особенно, еси вы читаете произведение в переводе и можете только догадываться об истинной природе первоначального смысла), попытаться пропустить все это через себя, вжиться в полученный образ, так у вас может получиться немного приблизиться к первоначальному смыслу или идее.

Но есть и другой подход, который гласит, что текст создает читатель. Существует столько версий каждого произведения, сколько ненасытных пар глаз по нему пробежалось. Если следовать этому подходу, то вовсе не имеет значения, что пытался сказать автор, важно то, что вы услышали. Инерпретатор порождает новый текст, новые смыслы, новую знаковую систему, возможно, именно это и является причиной эволюции))

Всё зависит от того, кто анализирует. На данном этапе своего развития наука литературоведение уже накопила громадный опыт, забыть который при анализе произведений не получится. К примеру, возьмём филолога, который отдал этой области 20 лет жизни. Он ни за что уже не сможет просто делать комплексный анализ, как вы выразились, потому что, по его мнению, комплексный анализ непременно должен включать в себя поиск скрытых смыслов, аллюзий, ассоциаций и тд. Во-вторых, все зависит от автора и произведения, которое вы анализируете. Если это Достоевский или Булгаков, то отказываться от поиска "скрытых смыслов" просто глупо, потому что авторы сами хотели, чтоб читатели эти скрытые смыслы искали. Но а если вам придёт в голову анализировать Дарью Донцову, то тут поиск скрытых смыслов и ассоциаций говорит явно о паранойе:)

Текст явление очень сложное. Не существует единственного, финального, правильного анализа литературного произведения. Анализом можно заниматься всю жизнь, с очень разных точек зрения, получая все новые и новые результаты. Кроме того, основные ключи к пониманию произведения лежат не внутри него, а снаружи - в контексте его создания, в культуре, исторической эпохе, социальных процессах, личной судьбе автора и т.д. Именно эти два факта не видны в том подходе к литературе, с которым многие из нас знакомы благодаря советской средней школе, где литературоведение в большой степени служило идеологически-политическим целям. Оттуда же с большой вероятностью идет и сама постановка вопроса о "комплексном анализе".

В науке существуют понятия "объект", "предмет" и "субъект" исследования, без определения которых любой анализ будет плавать в безграничном (буквально) пространстве. Не вдаваясь в детали и определения приведу несколько возможных вариантов.

За объект исследования (что мы рассматриваем) мы можем взять исходный текст произведения, но с не меньшим успехом (хотя и с отличающимся набором возможностей для анализа) мы могли бы использовать его устные формы, или совокупность материальных воплощений данного текста с момента его появления, или совокупность различных форм представления данного текста в определенную эпоху, или отражения и воспроизведения данного текста в различных формах культуры на протяжении определенного периода.

За предмет (что мы изучаем) - психологию автора или эпохи; какие-то психологические аспекты в исторической перспективе; структуру произведения; варианты сообщений, которые оно доносит до различных реципиентов различных эпох без привлечения специального анализа и способы интерпретации с разных позиций; какие-то мировоззренческие, исторические, историографические, лингвистические, литературоведческие, психологические, социальные, семиотические, эстетические, культурологические аспекты в различных контекстах и т.д.

Ну и, наконец, субъект - это человек, который проводит анализ. Самое очевидное это с позиции какой науки он подходит к изучению текста. Он в рамках данного анализа филолог? Историк? Историограф? Семиотик? Культуролог? Психолог? Дизайнер костюма? Драматург? и т.д. Какие конкретно вопросы из своей области он изучает в данном анализе? Кроме того, его собственная культура, язык, история его народа и государства, жизненный опыт, уровень подготовки в различных вопросах, интересы, мотивы. Все это может давать очень разные выводы при анализе. Например, какие-то произведения даже принадлежащие собственной культуре очень сложно понять не пройдя определенных событий, выборов, ситуаций в собственной жизни. Ну или, полагаю, знакомое вам явление, когда вернувшись через 10 лет к прочтению той же самой книги вы вдруг воспринимаете ее совсем иначе.

Теперь еще один пример, для иллюстрации безграничности понятия "анализ литературного произведения". Возьмем текст о жизни человека на древнем Ближнем Востоке, написанный голландским автором в XVI в., переведенный в XIX в. на русский язык русским переводчиком, и читаемый вами в XXI в. Это целых четыре очень по-разному организованных культурных позиции во взаимодействии! Каждая из которых имеет все то огромное количество аспектов, примеры которых перечислены выше! И если с позиции современной антропологии или палеонтологии этот текст может не представлять интереса, то например с точки зрения историографии или культурологии он настоящая кладезь! Гуманитарная наука представляет собой мириады зеркал-прожекторов устремленных друг на друга и многократно отражающих друг друга.

Если не брать узкоспециальные взгляды и остановиться на некотором бытовом понимании произведения (которое тоже может быть очень сложным, разнообразным, меняться со временем: это всего лишь еще одна точка зрения, нисколько не умаляемая), то стоит кратко ознакомиться с эпохой, в которой жил автор, укладом жизни, структурой общества, социальными процессами в это время, личной историей автора; а также хорошо знать свой язык и историю, иметь побольше собственных знакомств с различными людьми и свершений в собственной жизни.

Каждый раз, когда берёшь в руки книгу, спрашивай себя: «Для чего? С какой целью я беру эту книгу?». Таким образом подход к анализу будет сам собой формироваться должным образом, то есть, соответствовать совершенно конкретным целям и задачам, а не станет формальным «анализом вообще». Ведь аналитический подход зависит от множества обстоятельств: целей, свойств материала, свойств реципиента (читателя).

А вообще, читать интересно, читать - увлекательно. Читать, вообще, полезно. Ведь, что есть чтение? Получение информации. Точно так же, как наблюдение за картинами мира вокруг нас. Так же, как слушание звучания мира вокруг нас. Получение и обработка информации напрямую связана со способностью выживать. Подавляющее большинство населения «развитых» стран, живущее, как оно само думает, в комфортных условиях, давно забыло об этом.

Клементьева Марина

В 5 и в 6 классе на уроках русского языка мы часто выполняем комплексный анализ текста. Анализ текста обязательно нужен при подготовке к изложению, так как он помогает понять особенности текста и грамотно пересказать его письменно, сохраняя авторский стиль. В комплексном анализе мы повторяем много орфограмм и пунктограмм, выполняем различные разборы, вспоминаем изобразительные средства языка, делаем творческие задания. Также мы уже знаем, что анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к экзамену в форме ГИА, ЕГЭ.

28 февраля этого года исполняется 95 лет со дня рождения Ф.А.Абрамова – нашего замечательного северного писателя. На уроках русского языка нам часто предлагают карточки с короткими рассказами Ф.А.Абрамова с различными заданиями по теме урока. Также для участияв районном конкурсе «Живая классика» я готовлю выступление по рассказам Федора Александровича. И у нас с учителем русского языка родилась идея для исследовательской работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

VIIрайонная конференция

учебно-исследовательских и проектных работ

«Я - исследователь»

Направление «Русский язык»

«Комплексный анализ текста»

Работу выполнила

Клементьева Марина Геннадьевна,

обучающаяся 6 класса

МБОУ «Устьпаденьгская ООШ»

Руководитель –

Черныш Наталья Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Устьпаденьгская ООШ»

Усть-Паденьга

2015

I. Введение………………………………………………………………………………………………...3

II. Основная часть

Глава 1. Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности …………………… 4

Глава 2 . Художественный текст - основа для комплексного анализа.

2.1. Ф.А.Абрамов – мастер короткого рассказа……………………………………………6

2.2.Практическая работа………………………………………………………………………………7

III. Заключение…………………………………………………………………………………………11

IV. Библиографический список………………………………………………………………………12

Введение

В 5 и в 6 классе на уроках русского языка мы часто выполняем комплексный анализ текста. Анализ текста обязательно нужен при подготовке к изложению, так как он помогает понять особенности текста и грамотно пересказать его письменно, сохраняя авторский стиль. В комплексном анализе мы повторяем много орфограмм и пунктограмм, выполняем различные разборы, вспоминаем изобразительные средства языка, делаем творческие задания. Также мы уже знаем, что анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к экзамену в форме ГИА, ЕГЭ.

28 февраля этого года исполняется 95 лет со дня рождения Ф.А.Абрамова – нашего замечательного северного писателя. На уроках русского языка нам часто предлагают карточки с короткими рассказами Ф.А.Абрамова с различными заданиями по теме урока. Также для участияв районном конкурсе «Живая классика» я готовлю выступление по рассказам Федора Александровича. И у нас с учителем русского языка родилась идея для исследовательской работы.

  • Гипотеза исследования: рассказ Ф.А.Абрамова может стать основой для комплексного анализа текста на уроке русского языка.
  • Объект исследования: рассказы Ф.А.Абрамова.
  • Предмет исследования: организация работы с текстом на уроках русского языка.
  • Методы исследования:
  • Изучение методической литературы;
  • Анализ, систематизация полученной информации;
  • Анкетирование;
  • Описание, обобщение полученной информации.
  • Цель исследования: представление практики по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка на основе рассказа Ф.А.Абрамова.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Познакомиться с методической литературой, посвященной комплексному анализу текста на уроках русского языка.
  2. Систематизировать типичные для комплексного анализа текста задания.
  3. Выбрать рассказ Ф.А.Абрамова для комплексного анализа, подобрать к нему задания.
  4. Провести апробацию текста.

Глава 1. Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности.

Любой человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их.

Одна из первых задач, которые ставят перед собой школьники- овладение практической(орфографической и пунктуационной) грамотностью. Но это далеко не единственная задача.

Обучение русскому языку в общеобразовательной школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по русскому языку, развивать их языковое чутье, способность к анализу языковых явлений, умение наблюдать факты речи. В решении этих задач огромное значение имеет комплексная работа с текстом, а соответственно разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объему и способу выполнения.

Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.

Комплексный языковой анализ текста создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.

Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера общения диктует свои правила работы над текстом. Приступая к работе с текстом, учащиеся должны усвоить три группы понятий:

  1. Стили речи:разговорный, научный, художественный, публицистический, официально-деловой.
  2. Типы текста: описание, повествование, рассуждение.
  3. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), способы и средства связи предложений в тексте, членение текста на абзацы.

Комплексный анализ текста включает в себя три содержательные линии заданий: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности. Чаще всего комплексный анализ текста состоит из следующих основных групп заданий и видов обязательных заданий к каждой группе:

1). Речеведческий (текстоведческий ) анализ включает задания:

А) Определить тему текста.

Б) Определить идею текста.

В) Доказать, что это текст.

2).Аспектно - лингвистический (фонетический, орфоэпический, лексический, синтаксический, словообразовательный, морфологический )

А) Произвести фонетический разбор

Б) Произвести морфемный и словообразовательный разбор

В) Произвести синтаксический разбор предложения.

3) Проверка правописной грамотности (орфографической и пунктуационной)

А) Объяснить орфограммы

Б) Объяснить пунктограммы.

В комплексном анализе текста необходимо обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя. Учащиеся учатся находить художественные средства, чтобы в дальнейшем уметь пользоваться ими при воспроизведении и создании собственных текстов.

Вопросы и задания к тексту должны помогать ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников, во-вторых, совершенствоватьих орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, в-третьих, заставлять учеников задумываться о содержании. Именно это способствует развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений. Другими словами, составляя перечень языковых заданий к конкретному тексту и формулируя их, учитель должен помнить о мотивированности самих заданий, об их логической последовательности.

Таким образом, можно сделать вывод, что комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность рассматривать в единстве вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает их системное повторение.

Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

Глава 2. Художественный текст - основа для комплексного анализа.

2.1. Ф.А.Абрамов – мастер короткого рассказа.

Исходя из гипотезы нашего исследования, напрактическом этапе нашего исследования нам необходимо было выбрать текст для комплексного анализа из произведений Ф.А.Абрамова. Для выбора текста мы взяли книгу Ф.А.Абрамова «Трава-мурава».

«Трава-мурава» - это цикл коротких рассказов, над которыми Федор Абрамов работал около 30 лет. Короткие рассказы, включенные в книгу, знакомят читателя с яркими характерами, народной жизнью – в их трагическом звучании, в смешении героического и будничного, прекрасного и преступного, доброго и злого» - говорится в аннотации к книге.

Название книги связано с одной из самых любимых народных песен Федора Абрамова: «Хожу я по травке, хожу по муравке. Мне по этой травке ходить не находиться, гулять не нагуляться».

Более четверти века ушло на создание этого небольшого цикла: 1955-1983 годы. Около двухсот крохотных рассказов размером в страничку, чаще в полстранички, а то и в четверть, треть, даже в несколько строк. А в них русская народная жизнь за последние пятьдесят лет. А впервые «Трава-мурава» появилась в печати 1981 году (журнал «Север», №1).

Вот что пишет в предисловии к книге Л.В. Крутикова-Абрамова, жена Ф.А.Абрамова: «Сотни человеческих судеб, характеров, поступков проходят перед нами в «Траве-мураве». Есть в цикле и просто колоритные сценки, зарисовки, притчи, любование метким народным словом, юмором, скоморошиной. «Трава-мурава» составляет как бы «малую энциклопедию» народной жизни в её многоцветном разнообразии. Здесь все перемешано - радостное и горькое, смешное и трагическое, небывалое и привычное, яркое и неброское. О себе рассказывает сам народ: то печалится, то смеется и радуется, то негодует и возмущается. Быль то возвышается до сказки, то становится поучительной притчей, то оборачивается скоморошиной, столь распространенной на русском Севере».

Большинство героев этого цикла – люди рядовые, простые, незаметные, как травка-муравка. Но все они одарены самым высоким талантом - человечностью, добротой, любовью к земле, к своему делу, состраданием, верностью слову. Это люди, много поработавшие на своем веку, много претерпевшие.

Вот один из отзывов о «Траве-мураве»: «Любовь, стойкость, мужество, бодрость, трудовая доблесть Ваших северян - свидетельства о глубине и о неугасимой человеческой совести. Как важно знать в наше сложное время, что это есть! Плохого так много, увидеть его легче, чем хорошее, но Вы умеете видеть хорошее – зорко, глазами и сердцем, и мы, читатели, благодарны Вам за это», - писал Абрамову сразу после получения журнала «Север» профессор Ленинградского университета Д.Е.Максимов.

Для своего исследования из этой книги я выбрала рассказ «Вкус Победы». Главная героиня рассказа - девочка, наша ровесница, она рассказывает о своем послевоенном детстве, то есть рассказ должен быть понятен моим одноклассникам. Также в нем я заметила много орфограмм и пунктограмм, которые мы изучали в 5 и 6 классе.

2.2.Практическая работа.

На втором этапе исследования я проанализировала задания для комплексного анализа текста из рабочей тетради «Комплексный анализ текста», которой мы пользуемся на уроках русского языка.Для этого я выписала все задания к текстам (их оказалось 33) и ставила знак «+», если данное задание присутствовало в анализе. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Так я проанализировала 20 текстов и составила следующую сводную таблицу:

Задания

Общее кол-во

  1. Озаглавьте текст.
  1. Тема текста.
  1. Основная мысль текста.
  1. Стиль текста.
  1. Тип текста.
  1. Составьте план текста
  1. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения
  1. Творческое задание.
  1. Как вы понимаете выражение.
  1. Выпишите из текста слова с безударным проверяемым гласным в корне слова, подберите к ним проверочные слова.
  1. Докажите, что это текст.
  1. Выпишите из текста слова с проверяемым согласным в корне слова, подберите к ним проверочные слова.
  1. Подберите антонимы к словам.

В среднем к каждому тексту предлагается 12-14 заданий. Из таблицы я выбрала 12 самых распространенных заданий (выделены цветом). Совместно с руководителем работы мы подобрали слова и предложения из текста к этим заданиям. Также мы включили в анализ текста менее распространенное задание, связанное с фразеологизмами. У нас получились следующие задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Тема текста
  3. Основная мысль текста.
  4. Стиль текста
  5. Тип текста
  6. резать :
  7. Разберите по составу слова:

Картошки, выглядит, здоровается

  1. (Из) соседнего (дома) – _______________________________
  2. ______________
  1. _____________________________________________________

А Санкостарш..й бра..Маньки, м…ей подру..ки из с…седнего дома.

Текст 1

А я долго, до вос…ми лет, хле.. п..бедой (на) зывала.

Как сейчас помню. Бега…м …гра..м с д..вочешками возле наше… дома, и вдруг: «Санко, Санкопр..ехал!» А Санкостарш..й бра..Маньки, м…ей подру..ки из с…седне… дома. Вот мы и чесанули к Маньке.

С..лдат. М…дали во всю груд... С каждой за руку зд..ровает…ся у каждой спрашива…т как звать каждую по г..ло..ке гладит. А потом и г...ворит Я, говорит, Победу вам девки пр..вез.

А мы, мал..росия, что понима…м? Вылупили на него глаза как баран на новые в..рота. Нам бы Победу-то в брюхо запихать, вот тогда до нас бы и д..шло.

Затем текст и задания я оформила по образцу комплексных анализов, данных в нашей печатной тетради. Получилась карточка с комплексным анализом текста, которую мы предложили моим одноклассникам на одном из уроков русского языка. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Работу выполняли 7 человек.

После работы по анализу текста мы также предложили ребятам заполнить анкету, чтобы выяснить их отношение к проделанной работе. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Анкетирование показало следующие результаты апробации нашего текста:

Да – 2 чел. Нет – 2 чел. Затрудняюсь ответить – 3 чел.

Сам текст интересный и познавательный – 5 чел.

Текст непонятный, неинтересный – 2 чел.

Задания легкие, не вызвали затруднения – 0 чел.

Некоторые задания вызвали затруднения – 6 чел.

Я думаю, что получу за работу хорошую оценку – 3 чел.

Я недоволен проделанной работой – 1 чел.

Да - 3 чел. Нет – 3 чел.Затрудняюсь ответить -1 чел.

Так как мы часто на уроках анализируем тексты Ф.А.Абрамова, в анкете было 2 вопроса на эту тему:

Да - 4 чел. Нет – 3 чел.

Много северных (абрамовских) слов, есть деревенские разговорные слова, много эпитетов, случай из жизни, описание жизненной ситуации, послевоенные годы в жизни детей.

2 человека не нашли особенностей лексики Абрамова.

И в самом большом задании анкеты предлагалось отметить трудные и легкие задания комплексного анализа текста (из исследования и встречавшихся раньше). Вот результаты:

  1. Отметь галочкой трудные для тебя задания при анализе текста, а знаком «+» - более легкие.

Задания

  1. Озаглавьте текст.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Тема текста.

«˅» -3, «+» - 4

  1. Основная мысль текста.

«˅» - 3, «+» - 4

  1. Стиль текста.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Тип текста.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Составьте план текста

«˅» - 4, «+» -3

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

«˅» - 0, «+» - 7

  1. Найдите в тексте недостающие знаки препинания.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Произведите фонетический разбор слова.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Определите лексическое значение слов.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Разберите по составу следующие слова.

«˅» - 2, «+» - 5

  1. Произведите морфологический разбор слова.

«˅» - 1, «+» - 6

«˅» -0, «+» - 7

  1. Найдите и выпишите из текста эпитеты.

«˅» - 2, «+» - 5

  1. Найдите в тексте однородные члены предложения и подчеркните их.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Творческое задание.

«˅» - 6, «+» -1

  1. Найдите в тексте и выпишите из текста синонимы.

«˅» - 3, «+» - 4

  1. Как вы понимаете выражение.

«˅» - 2, «+» - 5

  1. Найдите и выпишите из текста сравнения.

«˅» - 5, «+» - 2

  1. Докажите, что это текст.

«˅» - 0, «+» - 7

  1. Выпишите из текста примеры олицетворения.

«˅» - 3, «+» - 4

  1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы.

«˅» - 4, «+» -3

  1. Какие близкие по значению слова и выражения можно употребить, чтобы избежать повторение одних и тех же слов.

«˅» - 4, «+» - 3

  1. Выпишите из текста метафоры.

«˅» - 5, «+» -2

  1. Подберите антонимы к словам.

«˅» - 2, «+» -5

Задания нашего текста выделены в таблице маркером. В речеведческом плане ребята оценили свои силы очень точно. Правильно озаглавили текст, определили его стиль и тип 6 человек, не справился 1 ученик. А вот в определении темы и основной мысли текста, действительно ошиблись 3 человека. В аспектно-лингвистической части ребята тоже чувствуют себя уверенно, большинство считают эти задания легкими. В работе допущены единичные ошибки в разборах, 1 учащийся не приступил к морфологическому и синтаксическому разбору. Все ученики воспользовались Толковым словарем для правильного выполнения 10 задания, 1 человек воспользовался Школьным словарем фразеологизмов. Вопрос о фразеологизмах в анкете вызывает затруднения у 4 человек, и в практической работе только 2 ученика нашли и объяснили значение фразеологизма, еще 1 человек нашел его, но не объяснил, остальные с этим заданием не справились. Это задание оказалось самым трудным. Третий аспект – правописание (задание 7 и 8). Здесь ребята достаточно высоко оценили свои возможности: орфограммы не вызывают ни у кого затруднений, 1 человек сомневается в пунктуации. Действительно, ученики хорошо вставляют орфограммы – всего 2 человека допустили ошибки, но в пунктуации мы свои силы переоценили – безошибочных работ не было. Все 7 человек не выделили одно обращение, только 1 человек увидел оба предложения с прямой речью, 3 человека обозначили прямую речь в одном предложении, 3 человека не заметили этих предложений. Многие не заметили однородных сказуемых.

Таковы результаты апробации моего текста.

  1. Заключение.

Комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность рассматривать в единстве вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает их системное повторение. Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

Мы считаем, что гипотеза исследования - рассказ Ф.А.Абрамова может стать основой для комплексного анализа текста на уроке русского языка – полностью подтвердилась. В книге Федора Абрамова мы нашли текст, заинтересовавший большинство ребят, с достаточным количеством орфограмм и пунктограмм, в нем нашлись слова и предложения для всех видов разборов. Задания соответствовали уровню 6 класса. Большинство моих одноклассников получили положительные оценки при апробации текста.

Цель моего исследования также достигнута:представлена практика по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка на основе рассказа Ф.А.Абрамова – составленный нами комплексный анализ текста Федора Абрамова «Вкус Победы» успешно использовался на уроке русского языка и может стать дополнением к нашей рабочей тетради «Комплексный анализ текста» при изучении темы «Имя прилагательное».

В ходе своей исследовательской работы я научилась составлять таблицы по систематизированию и обобщению заданий, подведению результатов анкетирования, совершенствовала навыки работы в Word, PowerPoint, углубляла свои знания по русскому языку. Трудно мне было выделить главное в теоретическом материале, здесь мне помогал руководитель.

Думаю, что наш текст будет использоваться в работе учителей русского языка и литературы нашей школы.

  1. Библиография.
  1. Абрамов Ф. А. Трава- Мурава/ Ф.А.Абрамов – С.-Пб.:Издательский Дом «ГАМАС», 2008.-160с.:ил.
  2. Малюшкин А.Б. « Комплексный анализ текста»/ А.Б.Малюшкин – М.: «Творческий центр», 2008.-
  3. Степанова Л.С. «Система работы с текстом»/Л.С.Степанова - М.: «Вербум», 2005.-97с.

Интернет – ресурсы:

  1. Комплексный анализ текста на уроках русского языка. Режим доступа: http:// 59209s022.edusite.ru …kompleksnyiyanalizteksta.doc
  2. Работа с комплексным анализом текстакак средство формированиякоммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов. Режим доступа:http:// ppt4web.ru …kompleksnyjj-analiz-teksta0.html

Задания

1 текст

2 текст

3 текст

4 текст

5 текст

6 текст

7 текст

8 текст

9 текст

10 текст

  1. Озаглавьте текст.
  1. Тема текста.
  1. Основная мысль текста.
  1. Стиль текста.
  1. Тип текста.
  1. Составьте план текста.
  1. Вставьте пропущенные буквы.
  1. Вставьте недостающие знаки препинания.
  1. Произведите фонетический разбор
  1. Определите лексическое значение слов.
  1. Докажите, что слова многозначные.
  1. Разберите по составу слова.
  1. Произведите морфологический

разбор слова.

  1. Выпишите из текста предложение и сделайте его синтаксический разбор.
  1. Выпишите из текста эпитеты.
  1. Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.
  1. Творческое задание.
  1. Выпишите из текста синонимы.
  1. Как вы понимаете выражения.
  1. Выпишите из текста слова с безударным проверяемым гласным в корне слова.
  1. Найдите и выпишите из текста сравнения.
  1. Какую роль играют имена прилагательные в этом тексте.
  1. Докажите, что текст.
  1. Образуйте новые слова от следующих слов.
  1. Выпишите из текста примеры олицетворения.
  1. Выпишите из текста слова с проверяемыми согласными в корне слова.
  1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы.

-

-

-

-

+

-

-

-

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Таблица 1.

Задания

11 текст

12 текст

13 текст

14 текст

15 текст

16 текст

17 текст

18 текст

19 текст

20 текст

  1. Озаглавьте текст.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Тема текста.

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

  1. Основная мысль текста.

-

+

+

+

-

+

+

-

+

+

  1. Стиль текста.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Тип текста.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Составьте план текста

-

_

-

-

-

-

-

-

-

+

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Найдите в тексте недостающие знаки препинания.

-

-

+

-

+

+

+

+

-

-

  1. Произведите фонетический разбор слова.

+

+

-

+

+

+

-

_

+

-

  1. Определите лексическое значение слов.

-

+

-

-

-

+

+

-

+

+

  1. Докажите, что слова многозначные.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Разберите по составу следующие слова.

+

-

+

+

-

+

+

-

-

-

  1. Произведите морфологический разбор слова.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Сделайте синтаксический разбор.

+

+

-

-

+

+

+

+

-

-

  1. Найдите и выпишите из текста эпитеты.

-

-

-

-

-

+

-

-

-

  1. Найдите в тексте однородные члены предложения и подчеркните их.

+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

  1. Творческое задание.

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

  1. Найдите в тексте и выпишите из текста синонимы.

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Как вы понимаете выражение.

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

  1. Выпишите из текста слова с безударным проверяемым гласным в корне слова

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Найдите и выпишите из текста сравнения.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Какую роль играют имена прилагательные в тексте.

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

  1. Докажите, что это текст.

-

-

+

-

+

+

+

+

-

+

  1. Образуйте новые слова от следующих слов.

-

+

-

-

+

-

-

-

-

+

  1. Выпишите из текста примеры олицетворения.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Выпишите из текста слова с проверяемым согласным в корне слова.

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Какие близкие по значению слова и выражения можно употребить, чтобы избежать повторения

-

-

-

-

-

-

+

-

+

  1. Найдите в тексте существительные и определите их склонение.

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Найдите в тексте прилагательное, обозначьте их разряд.

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

  1. Выпишите из текста метафоры.

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

  1. Подберите антонимы к словам.

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

  1. Найдите в тексте имена числительные,.

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

Таблица 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Текст 1

__________________

- А я долго, до вос…ми лет, хле..п..бедой(на) зывала.

Как сейчас помню. Бега…м …гра..м с д..вочешками возле наше… дома, и вдруг: «Санко, Санкопр..ехал!» А Санкостарш..й бра..Маньки, м…ей подру..ки из с…седне… дома. Вот мы и чесанули к Маньке.

С..лдат. М…дали во всю груд... С каждой за руку зд..ровает…ся у каждой спрашива…т как звать каждую по г..ло..ке гладит.А потом и г...ворит Я, говорит, Победу вам девки пр..вез.

А мы, мал..росия, что понима…м? Вылупили на него глаза как баран нановыев..рота. Нам бы Победу-то в брюхо запихать, вот тогда до нас бы и д..шло.

Ну дог..далсяСанко что у нас на уме. Достает из солдатско… мешка буханку хлеба. «Вот, говорит девки так Победа-то выглядит». Да даваймя…кую буханку на всех резать.

Долго я после того капризила. За стол с..димся, мама даст кусок, скатанный из моха да к..ртошки а я в слезы Победы х..чу…

(Ф. Абрамов)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Тема текста ______________________________________________

____________________________________________________________

  1. Основная мысль текста. __________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Стиль текста _________________________________________
  3. Тип текста ________________________________________
  4. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  1. Произведите фонетический разбор слова резать :

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

  1. Определите лексическое значение слова БУХАНКА:

  1. Найдите в тексте предложения с прямой речью, составьте схему этих предложений.

__________________________________________________________

  1. Разберите по составу слова:

К..рто…ки, выгл…дит, зд…ровается

  1. Произведите морфологический разбор имени прилагательного.
  1. (Из) соседнего (дома) – _______________________________
  2. _____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. _____________________________________________________
  1. Найдите в тексте предложение с фразеологическим оборотом, объясните значение фразеологизма.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

АНКЕТА.

  1. Нравится ли вам выполнять комплексный анализ текста?

Да Нет Затрудняюсь ответить.

  1. Тип текста.
  1. Составьте план текста
  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  1. Найдите в тексте недостающие знаки препинания.
  1. Произведите фонетический разбор слова.
  1. Определите лексическое значение слов.
  1. Разберите по составу следующие слова.
  1. Произведите морфологический разбор слова.
  1. Выпишите из текста предложение и сделайте его синтаксический разбор.
  1. Найдите и выпишите из текста эпитеты.
  1. Найдите в тексте однородные члены предложения и подчеркните их.
  1. Творческое задание.
  1. Найдите в тексте и выпишите из текста синонимы.
  1. Как вы понимаете выражение.
  1. Найдите и выпишите из текста сравнения.
  1. Докажите, что это текст.
  1. Выпишите из текста примеры олицетворения.
  1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы.
  1. Какие близкие по значению слова и выражения можно употребить, чтобы избежать повторение одних и тех же слов.
  1. Выпишите из текста метафоры.
  1. Подберите антонимы к словам.
  1. Оцените сегодняшний комплексный анализ текста (подчеркните несколько суждений)

- сам текст интересный и познавательный

- текст непонятный, неинтересный

- задания легкие, не вызвали затруднения

- некоторые задания вызвали затруднения

- я думаю, что получу за работу хорошую оценку

- я недоволен проделанной работой

  1. Смогли бы вы сами найти текст и задания для комплексного анализа.

Да Нет Затрудняюсь ответить.

  1. Я сам догадался, что это рассказ Ф.А. Абрамова

Да Нет

  1. Особенности Абрамовских рассказов в сегодняшнем тексте: