Технологии

Атомный ледокол «Арктика. Смотреть что такое "Арктика (атомный ледокол)" в других словарях Атомный ледокол арктика имеет водоизмещение 239.4 т

Атомные ледоколы могут длительно находиться на трассах Севморпути, не нуждаясь в заправке. В настоящее время в состав действующего флота входят атомоходы «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Их эксплуатацией и обслуживанием занимается «Росатомфлот», находящийся в Мурманске.

1. Атомный ледокол - морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.

2. За период 1959–1991 гг. в Советском Союзе было построено 8 атомных ледоколов и 1 атомный лихтеровоз - контейнеровоз.
В России за период с 1991 года и по настоящее время построены еще два атомных ледокола: «Ямал» (1993 г.) и «50 лет Победы» (2007 г.). Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс тонн, ледопроходимость - почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.

3. Всего на атомных ледоколах России, а также кораблях, находящихся на базе атомного флота Атомфлот работает более 1 100 человек.

«Советский Союз» (атомный ледокол класса «Арктика»)

4. Ледоколы класса «Арктика» - основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к этому классу. Суда имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит.

Водоизмещение ледокола - 21 120 тонн, осадка - 11,0 м, максимальная скорость хода на чистой воде - 20,8 узлов.

5. Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй.

6. Отделение ГТГ (главных турбогенераторов). Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар, который раскручивает турбины, которые возбуждают генераторы, которые вырабатывают электричество, которое поступает в электромоторы, которые крутят гребные винты.

7. ЦПУ (Центральный пост управления).

8. Управление ледоколом сосредоточено в двух основных командных постах: ходовой рубке и центральном посту управления энергетической установкой (ЦПУ). Из ходовой рубки производят общее руководство работой ледокола, а из ЦПУ - управление работой энергетической установки, механизмов и систем и контроль за их работой.

9. Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем - за более чем 30-летнюю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой.

10. Кают-компания для питания командного состава. Столовая для рядового состава расположена палубой ниже. Рацион состоит из полноценного четырехразового питания.

11. «Советский Союз» введен в эксплуатацию в в 1989 году, при установленном сроке службы в 25 лет. В 2008 году Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна. В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ.

Атомный ледокол «Арктика»

12. Спущен на воду в 1975 году и считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху.

13. Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. В настоящее время выведен из эксплуатации и ожидается решение по его утилизации.

«Вайгач»

14. Мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр». Отличительная черта данного проекта ледоколов - уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек.

15. Капитанский мостик. Пульты дистанционного управления тремя гребными электродвиггателями, также на пульте расположены приборы контроля и за буксирным устройством, панель управления камерой наблюдения за буксиром, индикаторы лага, эхолотов,репитер гирокомпаса, УКВ-радиостанции, пульт управления стеклоочистительными щетками и прочее джойстик управления ксеноновым прожектиором 6 кВт.

16. Машинные телеграфы.

17. Основное применение «Вайгача» - сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона.

18. Главная силовая установка ледокола состоит из двух турбогенераторов, которые обеспечат на валах максимальную длительную мощность около 50 000 л. с., что позволит форсировать лед толщиной до двух метров. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла.

19. Помещение среднего гребного вала.

20. Управление направления движения ледокола осуществляется с помощью электрогидравлической рулевой машины.

21. Бывший кинозал. Сейчас на ледоколе в каждой каюте есть телевизор с разводкой для трансляции судового видеоканала и спутникового телевидения. А кинозал используется для общесудовых собраний и культурно-массовых мероприятий.

22. Рабочий кабинет блочной каюты второго старпома. Длительность нахождения атомоходов в море зависит от количества запланированных работ, в среднем это составляет 2-3 месяца. Экипаж ледокола «Вайгач» состоит из 100 человек.

Атомный ледокол «Таймыр»

24. Ледокол идентичен «Вайгачу». Был построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка и т др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 году.

25. «Таймыр» в доке судоремонтного завода.

26. «Таймыр» ломает лед классически: мощный корпус наваливается на препятствие из замерзшей воды, разрушая ее собственным весом. За ледоколом образуется канал, по которому могут двигаться обычные морские суда.

27. Для улучшения ледопроходимости «Таймыр» оборудован системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом. Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в дело вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов. Благодаря этим системам ледокол может крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму. От подобных движений корпуса окружающее ледокол ледовое поле дробится, позволяя двигаться дальше.

28. Для окраски наружных конструкций, палуб и переборок используются импортные двухкомпонентные эмали на акрилловой основе повышенной стойкости к атмосферным воздействиям, устойчивые к истиранию и ударным нагрузкам. Краска кладется на три слоя: один слой грунта и два слоя эмали.

29. Скорость хода такого ледокола составляет 18,5 узлов (33,3 км/ч).

30. Ремонт винто-рулевого комплекса.

31. Установка лопасти.

32. Болты крепления лопасти к ступице гребного винта, каждая из четырех лопастей крепится девятью болтами.

33. Практически все суда ледокольного флота России оснащены гребными винтами, изготовленными на заводе «Звездочка».

Атомный ледокол «Ленин»

34. Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями стали высокий уровень автономности и мощность. На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

35. Ледокол «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

36. Отсек в котором находились две атомные установки. Внутрь заходили двое дозиметристов, измерявших уровень радиации и контролировавших работу реактора.

Существует мнение, что именно благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар «холодной войны», но имел абсолютно мирные цели - развитие Северного морского пути и провод гражданских судов.

37. Ходовая рубка.

38. Парадная лестница.

39. Одни из капитанов АЛ «Ленин», Павел Акимович Пономарев, ранее был капитаном «Ермака» (1928-1932) - первого в мире ледокола арктического класса.

В качестве бонуса пара фотографий Мурманска...

40. Мурманск - крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря.

41. Основой экономики города является Мурманский морской порт - один из крупнейших незамерзающих портов в России. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире.

Российская Федерация закрепляет свое тактическое и стратегическое господство в арктической зоне. Проект 22220 - ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал» - видимое тому подтверждение. Первые два суперсовременных ледокола (головной «Арктика» и серийный «Сибирь») уже спущены на воду и проходят стадию доработки и испытаний. Их характеристики поражают воображение. Таких машин в арктической зоне еще не было, и их конкуренты появятся не скоро. Мы расскажем о головном ледоколе проекта 22220 «Арктика», полный ввод в эксплуатацию которого предусматривается в 2019 году.

Семья ледовых монстров

Проекта 22220 - «Арктика», «Сибирь» и «Урал» - самые большие и мощные на сегодня в мире. Эти ледовые монстры (длиной почти 175 метров, шириной 34 метра и максимальным водоизмещением 33,5 тыс. тонн) призваны обеспечить господство России в арктических водах в течении всего навигационного года. Сопровождение караванов по и в устях северных рек, исследовательские программы, спасательные операции и задачи оборонного значения - неполный перечень возможностей атомных ледоколов четвертого поколения. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в одном из интервью отметил важность такого проекта для развития мирной Арктики и приобретения тактического, стратегического и оборонного преимущества в акватории Северного Ледовитого океана.

Сфера влияния - арктическая акватория

Сегодня на территории российской Арктики существуют шесть баз минобороны России - на архипелагах (о. Котельный), Земля Франца-Иосифа (о. Земля Александры), Северная Земля (о. Средний) и на (мыс Шмидта). В условиях, когда межконтинентальная баллистическая ракета, выпущенная в нейтральных водах Баренцевого моря, может долететь до столицы России за четверть часа, ядерный заслон баз противовоздушной обороны в данном районе приобретает повышенное значение. А если учесть, что в нашей части Арктики расположено порядка 40% запасов газа и нефти и притязания соседей на эти участки, России нужно быть готовой к борьбе за них. Еще один повод для усиления влияния в Северном океане - это перспективы кратчайшего пути из Европы в Азию для нефтяных танкеров. И ледоколы станут незаменимым стратегическим ресурсом в этих водах.

Родители ледокола «Арктика» проекта 22220

Проектировщиком выступило ведущее конструкторское бюро ОАО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг», на счету которого более ста судов подобного типа, включая и самый первый во всем мире атомоход «Ленин». Сегодняшняя «Арктика», проектные работы по которому начались в 2000-х, названа в честь одноименного ледокола проекта 10520, первого судна покорившего Северный полюс в 1977 году (исключен из регистра судов в 2012 году).

Разработкой ядерных установок из двух реакторов РИТМ-200 занималось ОКБМ имени И. Африкантова, а изготовил их ЗиО-Подольск. Проектировщиком турбогенераторов стал Кировский завод, а электродвигатели изготовил электротехнический концерн «Русэлпром». Ну а контракт на строительство ледокола «Арктика» проекта 22220 стоимостью 36,9 миллиардов рублей от корпорации «Росатом» получил Балтийский завод. Заказчиком, рассчитывающим к 2015 году получить три атомных ледокола проекта 22220, выступил ФГУП «Атомфлот».

От закладки до спуска на воду

Ледокол «Арктика» проекта 22220 состоялся на стапелях Балтийского завода в Санкт-Петербурге. Этот завод - бренд, известный в мире как флагман в строительстве атомного ледокольного флота. Именно тут был заложен атомный ледокол «Арктика» проекта 22220. Состоялось это событие 05 октября 2013 года, заняло около часа. Но открыло новую эру в обеспечении обороноспособности и в решении экономических задач.

Церемония спуска со стапелей ООО «Балтийский завод» (входит в АО «Объединенная судостроительная корпорация») ледокола «Арктика» прошла в Санкт-Петербурге 16 июня 2016 года. "Крестной мамой" судна стала спикер Совета Федерации В. Матвиенко, на церемонии присутствовали и другие высокопоставленные официальные лица. В частности, президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов на данном мероприятии отметил готовность корпорации выполнить свои обязательства относительно трех ледоколов проекта 22220.

И в океане, и в реке

Особенная двухосадочная конструкция корпуса атомного ледокола дает возможность использования его в открытых водах Западной Арктики и в устьях рек Енисей и Обь. Такая конструкция требует наличия жидкого динамического баланса. При минимальном его количестве данное судно проплывет там, где другие прочно сядут на мель. А при максимальной балластной загрузке - тяжелое судно пройдет через толстые льды и они его не выдавят из колеи. Увеличение ширины судна дало ему меньшую осадку - а это возможность заходить на мелководье. Кроме ледокольной проводки танкеров с углеводородным сырьем с шельфовых месторождений на атлантический и тихоокеанский рынки, он сможет ликвидировать караваны в открытой воде и на мелководье северных рек. Ледокол «Арктика» проекта 22220, скорость которого - 2 узла при непрерывном ходе, преодолеет сплошные льды толщиною до трех метров.

Грамм топлива - тысячи тонн груза

Описание ледокола «Арктика» проекта 22220 - это рассказ об огромном объекте размерами с футбольное поле. Его силовая установка из двух реакторов РИТМ-200 дает мощность в 175 мегаватт при потреблении в сутки нескольких грамм топлива. Он может обеспечить навигацию в течении всего года. Эта мощнейшая установка, уникальная технология в мире, имеет срок службы 40 лет и является самой безопасной. Ядерным сердцем этого ледокола являются и две установки, генерирующие пар, с тепловой мощностью в 175 мегаватт. Они почти в два раза легче предыдущих, что достигается уникальной интегральной компоновкой оборудования.

Безопасность и комфорт

На данном ледоколе предусмотрена многоуровневая защита активной зоны ядерной установки. Она состоит из слоев бетона, стали и воды. Кроме того, бортовой компьютер просчитает последствия любой нештатной ситуации, даже самой фантастичной. Экипаж ледокола «Арктика» проекта 22220 сможет не только безопасно работать, проводить научно-исследовательские работы на суперсовременном оборудовании, но и провести время в кинотеатре, библиотеке, двух бассейнах с сауной и бильярдной. Высокий комфорт жилой зоны и наличие свободных трюмов позволит использовать ледокол для исследовательских программ.

Нельзя забывать и о повышении туристической привлекательности северных маршрутов. Невообразимо красивые ландшафты и белые медведи, подходящие к судну во время стоянки, остаются манящим стимулом для экстремальных туристов.

Характеристики ледокола «Арктика» проекта 22220

Основные характеристики ледокола приведены в таблице ниже.

Скорость на чистой воде

Скорость на постоянном ходе

75 человек

Ледопроходимость

До 3 метров

Силовая установка

2 по 27580 кВт

Мощность на валах

Размеры ледокола

136 метров

Высота борта

Осадка средняя

Водоизмещение

33,5 тыс. тонн

Автономное плавание

Оборонное значение

Не только гражданский, но и в случае необходимости военный ледокол - такую задачу ставило Министерство обороны Российской Федерации перед проектировщиками. На машинах данного проекта предусмотрена возможность размещения командного пункта регионального значения. Имеется взлетно-посадочная площадка для вертолетов и ангары. И хотя данные программы засекречены, достоверно известно, что соответствующее оборудование законсервировано на складах. И хотя ледокол не может быть боевым судном, противовоздушная разведка и мониторинг территориального пространства для него не являются невыполнимой задачей.

Вне конкуренции

Сегодня ледокольный флот России - вне конкуренции. В западных СМИ в отношении наших ледоколов появилось выражение «шах и мат в начале партии». Для сравнения: канадский ледокол CCGS John G. Diefenbaker, самый передовой и широко разрекламированный, спуск которого тоже пройдет в 2017 году, может обойтись без смены ядерного топлива 5 лет, в то время как для «Арктики» этот период составляет 7 лет. Шведский ледокол Oden сравним с «Арктикой» по размерам, но по качеству "начинки" не может даже конкурировать с нашим ледовым монстром. Китайский Xue Long тоже имеет схожие размеры, но лед толщиной в 80 сантиметров для него уже не проходим. Ледоколы Polarstern (Германия) и Polar Star (Америка) имеют сносные показатели ледопроходимости и водоизмещения, но морально устаревшая техника делает их плавающими музеями.

Простоев не будет

Отдыхать «Арктике» не придется. Уже сегодня уникальная платформа «Приразломная» (шельф имеет потенциал добычи нефти в 400 тысяч тонн. Для обеспечения вывоза этого груза работают два-три ледокола, и не круглый год. А вот «Арктика» справится тут сама. Предварительные расчеты показали, что из каждые 36 часов должен выходить груженый танкер, и провести его через устье Оби в открытые воды - задача, посильная для нового ледокола.

А ведь и другие арктические территории также нуждаются в круглогодичных поставках. Увеличение торгового оборота по в семь раз - просчитанный финансистами прогноз. Данный маршрут вполне может через 15 лет составить конкуренцию Суэцкому каналу. Дорога из Мурманска в Японию в зимний период с использованием этих ледоколов составит 17 дней против 37 через египетский канал. И основная заслуга в этом - атомных ледовых гигантов проекта 22220.

Капитан уже есть

И хотя полный ввод в эксплуатацию атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 запланирован на 2018 год, капитан уже назначен. Им станет опытный морской волк Александр Спирин. Свою морскую карьеру он начал четвертым помощником капитана на первой «Арктике» в 1982 году. Кавалер ордена «За морские заслуги» (операция «Шельф-2011»), капитан ледоколов «Россия», «Советский Союз», «Академик Федоров» готов набрать команду и приступить к покорению арктических льдов. А еще в интервью Александр говорит, что у него заканчивается арктический лед, который он добавляет в виски. А значит - пора на север.

Головной атомный ледокол проекта 22220 «Арктика» готовится к спуску на воду на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Спуск со стапеля самого большой в мире атомного ледокола займет несколько часов, но в то же время откроет новый этап в освоении Россией Арктического региона, богатого энергоресурсами и стратегически важного для обороны страны. О том, зачем России атомные ледоколы и какое значение они имеют для военной сферы, – в материале редакции сайта телеканала «Звезда».Тысячи тонн и граммы топлива Новый атомный ледокол «Арктика» проекта 22220, который не стоит путать с одноименным ледоколом проекта 10520, имеет размеры, сопоставимые с футбольным полем, – 173 метра в длину и 34 в ширину, водоизмещение – 33,5 тысячи тонн. По данным Росатомфлота, новая «Арктика» сможет преодолевать льды толщиной до 2,9 метра, двигаясь при этом со скоростью до двух узлов (3,7 километров в час).Судно было заложено в ноябре 2013 года, а передать его эксплуатанту планируется в 2018 году. Главные его задачи – проводка судов и караванов в Западном районе Арктики, буксировка судов и плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, участие в спасательных операциях.Двухреакторная силовая установка РИТМ-200, которой оснащен ледокол, имеет мощность 175 мегаватт и потребляет всего несколько десятков граммов ядерного топлива в сутки. Поршневому двигателю для этих целей потребовались бы десятки тонн нефти. Именно по этой причине дизельные ледоколы в принципе не способны обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике.«Реактор РИТМ-200 – самая современная и совершенная ядерная установка для надводных судов. Во-первых, в данный момент это самый мощный атомный реактор, когда-либо установленный на ледоколах. Во-вторых, РИТМ-200 способен работать значительно дольше и со значительно большей средней нагрузкой, причем полные перегрузки топлива ему нужны в несколько раз реже, чем его предшественникам. Ну и в-третьих, он самый безопасный: у этого реактора значительно больше "запаса прочности" при возникновении аварийных ситуаций», – рассказал сайту телеканала «Звезда» эксперт в атомной отрасли Владимир Хрусталев.
Ледоколы типа ЛК-60Я (проект 22220) разрабатывались в 2000-х годах, однако их строительство началось только в 2013 году, когда и была заложена «Арктика». Кроме нее планируется построить еще два таких ледокола – «Сибирь» (заложен в мае 2015 году) и «Урал» со сроками ввода в эксплуатацию в 2019 и 2020 годах соответственно. Причина, по которой активизировалось строительство атомных ледоколов, заключается в первую очередь в активизации военного присутствия России в Арктике, однако, кроме этого, данные суда способны решать и гражданские задачи.Арктика как сфера влияния Курс на возобновление утерянного военного присутствия в Арктике Минобороны взяло несколько лет назад. С тех пор на арктических островах и материковой части России были построены шесть баз: на островах Котельный (архипелаг Новосибирских островов), Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (архипелаг Северная Земля) и Рогачево (архипелаг Новая Земля), а также на мысе Шмидта и острове Врангеля.Причин тому несколько. Во-первых, пущенная с подводной лодки в Баренцевом море баллистическая ракета долетает до Москвы менее чем за 15 минут, а значит, системы ПВО в Арктике – часть «ядерного щита» страны. Во-вторых, именно в российской части Арктики находится до 40% всего газа и нефти этого региона, и Россия должна бороться за них. Ну и в-третьих, российская Артика уже через 10– 15 лет станет кратчайшей дорогой из Европы в Юго-Восточную Азию. По морскому арктическому пути будут ходить нефтеналивные танкеры и танкеры с искусственно сжиженным газом. И проход таких судов без ледоколов может грозить серьезной аварией. Поэтому контролировать этот путь стратегически важно.
Развитие военной инфраструктуры в Арктике – второй наравне с Крымом проект, в который вкладываются огромные ресурсы, и нет ничего удивительного в том, что практически все предприятия ОПК (и не только) стремятся принять в нем участие. Строятся арктические версии вертолетов (Ми-8АМТШ-ВА), систем ПВО («Тор-М2», «Панцирь»), разрабатываются новые вездеходные шасси, в условиях Крайнего Севера проходят испытания боеприпасы и средства защиты, создается новая экипировка для военнослужащих, огнестрельное оружие и многое другое. Развивает свои проекты и Росатомфлот.В данный момент ресурс большинства находящихся на балансе Росатомфлота ледоколов заканчивается через пять-семь лет. Речь идет о ледоколах «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы», а также «Таймыр» и «Вайгач». Кроме того, 5 мая в свое первое за десять лет плавание отправился прошедший ремонт атомный лихтеровоз «Севморпуть», причем курс он взял на остров Котельный, на котором создается военная база МО РФ. Сообщается, что судно доставило на остров 5,5 тысячи тонн груза – стройматериалы и продукты питания.
Ледокол для армии Продление ресурса старых ледоколов и создание новых ведется далеко не только для их использования в гражданских целях. Так, в Январе 2016 года директор Росатома Сергей Кириенко и председатель наблюдательного совета Борис Грызлов предложили министру обороны РФ Сергею Шойгу рассмотреть возможность создания на базе атомного ледокола «Советский Союз» подвижного командного пункта.«На мой взгляд, держать на ледоколе постоянный подвижный командный пункт с личным составом не вполне резонно, а вот создать инфраструктуру для его появления в случае необходимости полезно», – считает бывший командующий Северным флотом, член Совета Федерации от Мурманской области Вячеслав Попов.По его словам, это даст возможность командованию в случае необходимости управлять силами в арктической зоне. «По моему мнению, это будет не командный пункт министра обороны, а регионального командования, в частности Северного флота», – сказал Попов.Отдельно нужно сказать о том, ледоколы проекта 10520 имеют возможность конверсии во вспомогательный боевой крейсер. Как минимум для одного из них («Советский Союз») соответствующее оснащение и оборудование было частично размещено на борту, частично на складах и законсервировано.
О решении министра ничего неизвестно, однако уже 1 февраля на официальном сайте Росатома появилось сообщение о том, что Росатомфлоту планируется придать статус федеральной ядерной организации. Стоит отметить, что все из восьми ФЯО в составе Росатома имеют или имели ранее оборонное направление деятельности.Помимо возможности круглогодичной навигации, атомные ледоколы незаменимы в экстренных ситуациях. Так, в 1983 году в восточном секторе Арктики в ледовую ловушку попали 50 судов, в том числе и первый в мире атомный ледокол «Ленин». Спасти суда, а значит, и ожидающие сезонного завоза арктические поселки помог атомоход «Арктика».Ключевое значение ледоколы имеют и для снабжения российских военных баз. С их помощью навигационный период может быть расширен с четырех-пяти месяцев в году до девяти.Новые ледоколы Стоит отметить, что спуск на воду нового ледокола «Арктика» – это первая ласточка. По словам военного эксперта Ильи Крамника, России необходимо обновлять свою атомную ледокольную группировку, иначе она довольно скоро сократится: из относительно новых ледоколов остается только «50 лет Победы».
«У нас идет строительство еще одного ледокола аналогичного типа, планируется строительство еще одного более крупного, а значит, мы сохраним возможность по поддержанию судоходства по Северному морскому пути. Особенно в сочетании с дизельными ледоколами меньшей размерности, которые предназначены для работы на реках и в портах. Мы сохраним возможность снабжать свои арктические базы, в том числе в сложных условиях, и обеспечивать проход коммерческих судов по Северному морскому пути», – прокомментировал Крамник.Ледоколом нового типа, о котором упомянул эксперт, станет ледокол-лидер типа ЛК-110Я – «ледокол мощностью 110 мегаватт (на валу) с ядерной силовой установкой». В настоящее время проектирование этого судна находится в активной фазе и завершится до конца года.
Этот тип ледоколов сможет обеспечить круглогодичную проводку караванов по Северному морскому пути благодаря тому, что способен ломать лед до 4,3 метра толщиной. Именно за счет широкого корпуса он будет проводить за собой крупнотоннажные суда, причем средняя скорость проводки судов вырастет до 12 узлов против шести, которые обеспечивают ледоколы типа «Арктика». Ввести ЛК-110 планируется в 2022– 2024 годы, а стоимость программы, согласно данным главы Росатомфлота Вячеслава Рукши, составит 2,1 миллиарда рублей.
Фото: «Балтийский завод – Судостроение»/Атомфлот/Минобороны России

Атомный ледокол «Арктика»

«Арктика» стала первой в серии из шести атомных ледоколов проек-та 10520, строительство которых началось в 1972 г., а завершилось в 2007 г. (с вводом в строй ледокола «50 лет Победы»). Главными задачами этих атомоходов являются обслуживание Северного морского пути, а также проведение различных экспедиций в Арктику. В 1982-1987 гг. носил название «Леонид Брежнев».

«Арктика» была заложена 3 июля 1971 г. на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде, спущена на воду 26 декабря 1972 г. и 25 апреля 1975 г. принята в эксплуатацию. Основные технические данные: водоизмещение – 23 460 т, длина – 148 м, ширина – 30 м, высота борта – 17,2 м, осадка в грузу – 11 м, силовая установка: 2 ядерных реактора мощностью 75 000 л.с., скорость на чистой воде – 20,8 узлов (во льду толщиной 2 м – до 3 узлов), экипаж – 115 человек.

1 мая 1975 г. атомный ледокол «Арктика» прибыл в порт приписки Мурманск, совершив переход из Ленинграда вокруг Скандинавского полуострова. 7 мая судно вышло на ледовые испытания к устью Енисея. Енисейская ледовая перемычка, которая обычно вскрывается в конце июня – начале июля, была взломана атомным ледоколом за несколько часов, что позволило значительно ускорить начало арктической навигации в Карском море. В навигации 1975 и 1976 гг. ледокол осуществлял проводку транспортных караванов по трассе Северного морского пути, продемонстрировав высокую надежность всех систем и механизмов. Экипаж отработал тактику ледового плавания в Западном и Восточном секторах Арктики, приобрел достаточный опыт эксплуатации атомной энергетической установкой и судового оборудования.

В 1977 г. ледокол принимал участие в зимнем плавании к полуострову Ямал. 28 февраля атомный ледокол «Арктика» в составе каравана, в который входили ледокол «Мурманск» и транспортный дизель-электроход «Гижига», взял курс на полуостров Ямал. Пробив каналы в тяжелых льдах, ледокол обеспечил подход «Гижиги» к берегу у мыса Харасавэй и доставку грузов для газовиков «Комигазпрома». Начиная с 1978 г. благодаря атомным ледоколам, в числе которых была и «Арктика», плавание транспортных судов на западном участке Северного морского пути стало круглогодичным. С первых лет работы атомоход доказал возможность плавания в самых сложных льдах, что обеспечивало значительное продление навигации.

Историческим событием в истории освоения Арктики и в мировом мореплавании стал научно-практический экспериментальный поход в 1977 г. атомного ледокола к Северному полюсу. Задачей похода являлось определение возможностей современных на тот период атомных ледоколов осуществлять высокоширотное плавание. Общее руководство операцией велось непосредственно с борта «Арктики» Министром морского флота СССР Т.Б. Гуженко. Судном командовал капитан Ю.С. Кучиев. 11 августа «Арктика» обогнула с севера архипелаг Новая Земля, прошла через пролив Вилькицкого в море Лаптевых, достигла меридиана 130° и взяла курс на Северный полюс. Несмотря на сложную ледовую обстановку движение осуществлялось с опережением графика. Воздушную разведку маршрута обеспечивали самолеты Ил-14. За несколько десятков миль до полюса ледовая обстановка усложнилась, поля многолетних льдов приходилось форсировать ударами. Несмотря на полярный день, плотный туман временами ограничивал видимость и возможность маневрирования Плавание осуществлялось по электрорадионавигационным приборам.

«Арктика»

17 августа 1977 г. в 04:00, завершив трудное плавание сквозь многолетние паковые льды, ледокол «Арктика» достиг «вершины» планеты. За 7 суток и 8 часов атомоход прошел 2528 миль. Впервые в истории человечества надводное судно достигло Северного географического полюса Земли (причем в свободном плавании!). На полюсе был водружен Государственный флаг СССР. На льду состоялся торжественный митинг. В память об этом событии на глубину 4 000 м опустили металлическую пластину с изображением государственного герба и памятной надписью. Исторический поход завершился в Мурманске 23 августа. Всего ледокол прошел 3876 миль (из них 1300 – во льдах) за 13 суток. В ходе рейса удалось доказать возможность плавания высокими широтами Северного Ледовитого океана, проверить надежность отечественной судовой техники в различных режимах работы во льдах, отработать систему навигационного, гидрометеорологического и авиационного обслуживания высокоширотных плаваний. Данные, полученные во время этой экспедиции, позволили проектировщикам и кораблестроителям внести необходимые коррективы в разрабатываемые проекты атомных ледоколов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1977 г. за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и осуществление успешного экспериментального рейса в район Северного полюса атомный ледокол «Арктика» был награжден орденом Октябрьской Революции. Звания Героя Социалистического Труда удостоились министр Морского флота Т.Б. Гуженко, капитан Ю.С. Кучиев, главный инженер-механик О.Г. Пашнин, старший мастер паропроизводительной установки Ф.Ф. Асхадуллин. Правительственные награды получил почти весь экипаж ледокола.

В последующие годы атомоход продолжал работать в Арктике, обеспечивая транспортное сообщение на всей трассе Северного морского пути. Особенно сложная ледовая обстановка сложилась осенью 1983 г. в восточном секторе, когда массивами пакового льда были блокированы порты арктического побережья Чукотки. Десятки судов с грузами для огромного региона оказались затертыми во льдах на большом пространстве от Чаунской губы до Берингова пролива. Попытки всего ледокольного флота Дальневосточного пароходства выручить застрявшие суда и пробиться к портам Певек и Мыс Шмидта оказались безрезультатными. Некоторые суда оказались в аварийном состоянии. Для выполнения ответственной задачи по спасению транспортных судов был направлен с запада «Леонид Брежнев». 5 октября атомоход прибыл в район острова Айон и сразу же приступил к проводке судов. Работать пришлось во льдах пятиметровой толщины. Через сутки после начала работы в результате сжатия льдов сломалась лопасть левого гребного винта. Новую лопасть установили на рейде порта Певек за рекордно короткое время – 51 час, хотя водолазам и механикам пришлось действовать в совершенно непривычных и очень трудных условиях. Работа по выводу судов продолжалась больше месяца, до начала декабря. Несмотря на сильные сжатия и торошение льдов, атомоход вывел из ледового плена и провел через Айонский массив на запад и восток 32 судна, шесть из которых находились в аварийном состоянии. В результате напряженной работы ледокола в эту необычайно трудную навигацию сотни тысяч тонн народнохозяйственных грузов были доставлены в северо-восточные порты Крайнего Севера, а суда смогли вернуться в порты приписки. Капитан А.А. Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда

В 1980 е гг. ледокол продолжал активно участвовать в арктических навигациях. За время эксплуатации – до ноября 1988 г. ледокол прошел 608 тысяч миль, в том числе во льдах арктических морей – 529 тысяч миль, провел 2143 транспортных судна. После ремонта на предприятии «Атомфлот» в 1996 г. ледокол снова вышел на арктические трассы. В 1998 г. «Арктикой» была впервые проведена приполюсная ледовая проводка немецкого научно-исследовательского ледокола «Поларштерн». С 4 мая 1999 г. по 4 мая 2000 г. ледокол не заходил в порт приписки Мурманск, работая в морях Северного Ледовитого океана. Он провел 110 судов, пройдя 50 тысяч миль (из них 32 тысячи – во льдах) без единой поломки узлов и механизмов. В августе 2005 г. «Арктика» установила очередной рекорд: прошла миллионную милю со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны. В 2008 г. заслуженного «ветерана» вывели из эксплуатации. К этому времени его реактор отработал 175 тысяч часов, то есть почти двойной ресурс.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тайны подводной войны, 1914–1945 автора Махов Сергей Петрович

Арктика В годы войны в зоне ответственности Северного флота (восточнее 20-го градуса восточной долготы) погибли 14 подводных лодок («U286», «U288», «U307», «U314», «U354», «U362», «U387», «U425», «U457», «U472», «U585», «U589», «U639», «U655»). В данном случае нас также интересует «U344», которая хотя и погибла

Из книги Рихард Зорге - заметки на полях легенды автора Чунихин Владимир Михайлович

В. СУВОРОВ. "ЛЕДОКОЛ". Глава 30. Почему Сталин не верил Рихарду Зорге."…Советская военная разведка не столь глупа, чтобы публиковать самые интересные сообщения Зорге. Но анализ даже относительно небольшого количества опубликованных сообщений Зорге ставит нас в тупик, не

Из книги Что искал Третий рейх в Советской Арктике. Секреты «полярных волков» автора Ковалев Сергей Алексеевич

Советская Арктика перед великой Отечественной войной Во второй половине тридцатых годов значительно возросли темпы наушного изучения и хозяйственного освоения арктических районов СССР.В предвоенные годы первое место по экономическому значению и хозяйственному

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Ледокол «Ермак» Над осуществлением идеи создания мощного ледокола, пригодного для проведения исследований в Северном Ледовитом и продления навигации в портах России, впервые задумался выдающийся деятель и новатор Российского флота вице-адмирал Степан Осипович

Из книги Ледокольный флот России, 1860-е - 1918 гг. автора Андриенко Владимир Григорьевич

Ледокол «Красин» Ледокол «Святогор» был построен на верфи «В.Г. Армстронг, Митчелл и К°» в английском городе Ньюкасл по российскому заказу, его прототипом послужил знаменитый «Ермак». Новое судно предназначалось для продления навигации на Белом море и имело следующие

Из книги Ленд-лиз. Дороги в Россию [Военные поставки США для СССР во Второй Мировой войне, 1941–1945] автора Джонс Роберт

Атомный ледокол «Ленин» Вторая половина XX в. прошла под знаком научно-технической революции, затронувшей все области техники, в том числе и судостроение. Довольно быстро паросиловая энергетика была вытеснена дизельной, а вскоре ученые и инженеры начали задумываться о

Из книги автора

III. Что такое ледокол? Четкое понятие о том, что такое ледокол, сложилось не сразу, и даже в XX в. определения давались разные.В самой известной отечественной энциклопедии конца XIX – начала XX в., изданной Брокгаузом и Ефроном, это определение отсутствует. В справке (статье)

Из книги автора

§ 2. «Опыт-Ледокол» В 1865 г. военный инженер полковник Н. Л. Эйлер (в то время начальник Морской строительной части Кронштадтского порта) попытался реализовать инициативу главного командира порта довольно оригинальным образом. Он предложил использовать для ломки льда

Из книги автора

§ 1. «Ледокол 1» К началу последнего десятилетия XIX в. Россия имела на Черном море два сравнительно современных морских торговых порта – Одессу и Николаев. И в том, и в другом навигация прерывалась в зимнее время на несколько недель в году из-за появления льда на

Из книги автора

§ 2. «Ледокол 2» В Либаве (Лиепае) одновременно со значительным расширением деятельности торгового порта, считавшегося незамерзающим и являющегося в зимнее время фактически аванпортом закрытого почти на 5 месяцев льдом Петербургского порта, велось строительство

Из книги автора

§ 4. «Ледокол» 3 Инициатором постройки ледокола для Одесского торгового порта был одесский градоначальник, который ежегодно, начиная с 1891 г., «входил в отношения» по этому поводу с министерствами путей сообщения, финансов и внутренних дел. Согласие трех могущественных

Из книги автора

§ 5. «Аванс» и «Саратовский ледокол» Несмотря на совершенствование конструкций портовых ледоколов, появлявшихся в российских водах в последнее десятилетие XIX в., форму Штейнгауза использовали не только в «Гайдамаке», но еще в 2 портовых ледоколах «гамбургского типа» –

Из книги автора

§ 8. Второй ледокол («Обь») и ледокол Менделеева К отчету о поездке в Сибирь (1897 г.) С. О. Макаров приложил расчеты об эксплуатации 2 предлагаемых к постройке ледоколов, именуя их условно в зависимости от назначения «Енисей» и «Обь».Идея о большом ледоколе превратилась в

Из книги автора

§ 1. «Владимир» и «Ледокол IV» Последними фигурантами завершавшегося русского «ледокольного бума» стали 2 портовых ледокола: «Владимир» для Либавского порта (1902 г.) и «Ледокол IV» для строящегося Мариупольского (1905–1907 гг.). Из-за многих событий в истории России тех лет

Из книги автора

§ 5.5. Военный ледокол «Микула Селянинович» Самыми большими на Севере по размерам и мощности силовой установки были 2 морских военных ледокола «Святогор» и «Микула Селянинович», построенных по заказу Морского министерства России. Оба судна появились в результате

Из книги автора

Глава 8 Арктика, Аллах и Алсиб Далеко вне поля дипломатии, военного планирования и политики стояли практические проблемы завершения военных действий и выполнения обязательств по протоколам, и эти проблемы продолжали занимать западных союзников. К середине 1943 г.

А теперь начнем с истории...

Атомный ледокол «Арктика» вошел в историю как первый надводный корабль, достигший точки Северного полюса. Атомоход «Арктика» (c 1982 года по 1986 год носил название «Леонид Брежнев») является головным кораблем серии проекта 10520. Закладка судна состоялась 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. В создании ледокола принимали участие более 400 объединений и предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в том числе Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова и Научно-исследовательский институт атомной энергии им. Курчатова.

Ледокол был спущен на воду в декабре 1972 года, а в апреле 1975-го судно ввели в эксплуатацию.

Атомоход «Арктика» был предназначен для проводки судов в Северном Ледовитом океане с выполнением различных видов ледокольных работ. Длина судна составила 148 метров, ширина - 30 метров, высота борта - около 17 метров. Мощность атомной паропроизводящей установки превышала 55 мегаватт. Благодаря своим техническим показателям атомоход мог проламывать лед толщиной 5 метров, а в чистой воде развивать скорость до 18 узлов.

Первый поход ледокола «Арктика» к Северному полюсу состоялся в 1977 году. Это был масштабный экспериментальный проект, в рамках которого ученые должны были не только достигнуть географической точки Северного полюса, но и провести ряд исследований и наблюдений, а также проверить возможности «Арктики» и устойчивость судна при постоянном столкновении со льдом. Участниками экспедиции стали более 200 человек.

9 августа 1977 года атомоход вышел из порта Мурманска, взяв курс к архипелагу Новая Земля. В море Лаптевых ледокол повернул на север.

И вот 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. За 7 суток 8 часов атомоход преодолел 2528 миль. Исполнилась вековая мечта моряков и полярных исследователей многих поколений. Экипаж и участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. За 15 часов, которые атомоход провел на вершине Земли, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Перед уходом с полюса моряки спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР и с надписью «СССР. 60 лет Октября, а/л «Арктика», широта 90°-N, 1977 г.».

Этот ледокол имеет высокие борта, четыре палубы и две платформы, бак и пятиярусную надстройку, а в качестве движителей используются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Атомная паропроизводительная установка размещена в специальном отсеке в средней части ледокола. Корпус ледокола сделан из высокопрочной лигированной стали. В местах, подверженных наибольшему воздействию ледовых нагрузок, корпус усилен ледовым поясом. На ледоколе имеются дифферентная и креновая системы. Буксирные операции обеспечивает кормовая электрическая буксирная лебедка. Для ведения ледовой разведки на ледоколе базируется вертолет. Контроль и управление техническими средствами энергетической установки ведутся автоматически, без постоянной вахты в машинных отделениях, помещениях гребных электродвигателей, электростанциях и у распределительных щитов.

Контроль за работой и управление энергетической установкой осуществляются из центрального поста управления, дополнительное управление гребными электродвигателями выведено в ходовую рубку и кормовой пост. Ходовая рубка - центр управления судном. На атомоходе она расположена на верхнем этаже надстройки, откуда открывается больший обзор. Ходовая рубка вытянута поперек судна - от борта до борта метров на 25, ширина ее - около 5 метров. На передней и боковых стенках почти сплошь располагаются большие прямоугольные иллюминаторы. Внутри рубки только самое необходимое. Вблизи бортов и посередине располагаются три одинаковых пульта, на которых находятся ручки управления движением судна, индикаторы работы трех винтов ледокола и положения руля, курсоуказатели и другие датчики, а также кнопки заполнения и осушения балластных цистерн и огромная тифонная кнопка для подачи звукового сигнала. Вблизи пульта управления левого борта располагается штурманский стол, у центрального - рулевой штурвал, у пульта правого борта - гидрологический стол; около штурманского и гидрологического столов установлены тумбы радиолокаторов кругового обзора.


В начале июня 1975 атомоход провел по Северному морскому пути на восток дизель-электрический ледокол "Адмирал Макаров". В октябре 1976 года вырвал из ледового плена ледокол "Ермак" с сухогрузом "Капитан Мышевский", а также ледокол "Ленинград" с транспортом "Челюскин". Капитан «Арктики» назвал те дни "звездным часом" нового атомохода.

«Арктика» была выведена из эксплуатации в 2008 году.

31 июля 2012 года был исключен из Регистровой книги судов атомный ледокол «Арктика» - первый корабль дошедший до Северного полюса.

По информации озвученной представителями ФГУП “Росатомфлот” прессе, полная стоимость утилизации а/л "Арктика" оценивается 1,3-2 миллиарда рублей, с выделением средств по федеральной целевой программе. Недавно шла широкая кампания по убеждению руководства в отказе от утилизации и возможности модернизации этого ледокола.

А теперь подходим ближе к теме нашего поста.


В ноябре 2013 года на том же Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялась церемония закладки головного атомного ледокола проекта 22220. В честь своего предшественника атомоход получил название «Арктика». Универсальный двухосадочный атомный ледокол ЛК-60Я станет самым крупным и мощным в мире.

Согласно проекту, длина судна составит более 173 метров, ширина - 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 метров, водоизмещение - 33,54 тыс. тонн. Он станет самым большим и самым мощным (60 МВт) атомным ледоколом в мире. Атомоход будет оснащён двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт.


16 июня на Балтийском заводе состоялся спуск на воду головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220», — говорится в сообщении предприятия, которое цитирует РИА Новости.

Таким образом, конструкторы прошли один из самых важных этапов в строительстве корабля. "Арктика" станет головным судном проекта 22220 и даст начало группе атомных ледоколов, необходимых для освоения Арктики и укрепления присутствия России в этом регионе.

Сначала настоятель Николо-Богоявленского Морского собора провел крещение атомного ледокола. Затем спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, следуя традициям кораблестроителей, разбила бутылку шампанского о корпус атомохода.

"Трудно переоценить то, что сделано нашими учеными, конструкторами, корабелами. Возникает чувство гордости за нашу страну, людей, которые создали такой корабль", — сказала Матвиенко. Она напомнила, что Россия — единственная страна, обладающая собственным атомным ледокольным флотом, который позволит активно выполнять проекты в Арктике.

"Мы выходим на качественно новый уровень освоения этого богатейшего региона", — подчеркнула она.

"Семь футов под килем тебе, великая "Арктика"!" — добавила спикер Совфеда.

В свою очередь, полпред президента по Северо-Западному Федеральному округу Владимир Булавин отметил, что Россия строит новые корабли, несмотря на сложную экономическую ситуацию.

"Если хотите, это наш ответ вызовам и угрозам современности", — сказал Булавин.

Генеральный директор госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко, в свою очередь, назвал спуск нового ледокола на воду большой победой и конструкторов, и коллектива Балтийского завода. По словам Кириенко, "Арктика" открывает "принципиально новые возможности и в области обеспечения обороноспособности нашей страны, и решении экономических задач".

Суда проекта 22220 смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до трех метров. Новые корабли будут обеспечивать проводку судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Двухосадочная конструкция позволяет использовать судно как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

По контракту с ФГУП "Атомфлот", Балтийский завод построит три атомных ледокола проекта 22220. 26 мая прошлого года был заложен первый серийный ледокол этого проекта "Сибирь". Осенью нынешнего года планируется начать строительство второго атомохода "Урал".

Контракт на строительство головного атомного ледокола проекта 22220 между ФГУП "Атомфлот" и БЗС был подписан в августе 2012 года. Его стоимость составляет 37 млрд рублей. Контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 был заключен между БЗС и госкорпорацией "Росатом" в мае 2014 года, стоимость контракта составила 84,4 млрд рублей.

источники